Переговоры после контрнаступления: возможны ли и на каких условиях

0
213

Переговоры после контрнаступления: возможны ли они и на каких условиях

Переговоры могут начаться уже в этом году

Китай и договоренность обдумывают, как посадить Россию и Украину за стол переговоров

На Западе постепенно утверждается мнение, что после украинского контрнаступления вне зависимости от результатов необходимо будет сажать Россию и Украину за стол переговоров. Они будут возможны, если стороны больше не смогут продолжать войну. Одной из главных тем предстоящих переговоров станут гарантии безопасности Украины. В любом случае мирные договоренности на условиях компромисса выглядят крайне непривлекательно, но Киеву следует быть осторожным, чтобы иметь международную поддержку, если дело дойдет до этого.

Переговоры, как следствие контрнаступления

9 мая россияне ожидают начала украинского контрнаступления. В России так «возбуждены», что их солдатам посоветовали спать в одежде. Недавняя атака беспилотников на Кремль, если и не постановочная, то дала повод усомниться в их способности противостоять консолидированной атаке ВСУ. Во время контрнаступления инициатива будет у Украины, она может сосредоточить свои силы для нанесения удара в одном месте. Однако никто не знает, как будут развиваться события.

Также может получиться так, что контрнаступление закончится для Украины большими потерями, а достижений будет мало. По данным разведки, ни у Москвы, ни у Киева не хватит сил для проведения нового наступления в этом году. Если война затянется и ситуация окажется патовой, Запад и Китай окажут давление на стороны, чтобы они начали переговоры.

Переговоры после контрнаступления: возможны ли они и на каких условиях

Китай и Запад могут оказать давление на Украину и РФ для переговоров. Фото: Си-Эн-Би-Си

«Широкий призыв к длительному прекращению огня очевиден. Это остановило бы бойню, предотвратило бы эскалацию ядерного оружия между Россией и НАТО, смягчило бы глобальный экономический, энергетический и продовольственный кризис и принесло бы некоторый мир, объясняет заместитель главного редактора The Guardian Саймон Тисдалл.

По его мнению, в случае достижения договоренностей линия фронта будет заморожена и создана демилитаризованная зона. Официально этого никто не признает, но Россия хочет сохранить те территории, которые она может удержать. Украина будет обязана заявить о разрыве союза.

Когда возможны переговоры

Судя по всему, ни россияне, ни украинцы не готовы пойти на перемирие. Джонатан Пауэлл, бывший начальник штаба премьер-министра Великобритании Тони Блэра, пишет в The Economist, что переговоры возможны, когда война заходит в тупик и ни одна из сторон не может продолжать борьбу. Этого не произойдет, пока Россия ожидает прекращения западной поддержки Украины и победы Дональда Трампа в Вашингтоне после президентских выборов.

Ричард Хаас и Чарльз Купча в статье для Foreign Affairs пишут, что Запад должен значительно увеличить количество и качество поставляемого Украине оружия. Это сделает будущее контрнаступление невыносимо болезненным для России и станет основой для конструктивных переговоров.

Переговоры после контрнаступления: возможны ли они и на каких условиях

Путин надеется, что после победы Трампа он сможет выиграть войну. Фото: Голос Америки

Западные аналитики считают, что полная победа Украины невозможна и не должна быть целью, потому что, если позиция России на поле боя пошатнется, Китай начнет вооружать своего младшего партнера. Хаас и Купчан предполагают, что после прекращения контрнаступления вооруженных сил на Украине курс на поддержку Украины «сколько потребуется» и рассмотрение мирных переговоров.

«Одним из направлений могут быть прямые переговоры между Украиной и Россией при содействии международных посредников на условиях мира. С другой стороны, союзники по НАТО вступят в стратегический диалог с Россией по вопросам контроля над вооружениями и более широкой архитектуры европейской безопасности. И третье направление — это переговоры между Киевом и союзниками по НАТО об условиях безопасности Украины и восстановления ее территориальной целостности при содействии международных посредников, мирным путем», — пишут Хаас и Купчан.

Членство в НАТО

Если бы Украине были предложены серьезные гарантии безопасности, такие как членство в НАТО, прекращение огня было бы для нас болезненным, но оно могло бы стать прочным, и в конце концов война могла бы прекратиться. Впрочем, рассчитывать на это вряд ли стоит, ведь у нас с соседом «территориальный спор». Хотя Украина заявила, что отказалась от идеи возвращения оккупированных территорий силой оружия в обмен на членство в Альянсе, нет никаких гарантий того, что «ядерный зонтик» может быть достигнут».

По данным американской разведки, Путин считает недопущение вступления Украины в НАТО своей стратегической целью. Это необходимо для того, чтобы иметь возможность возобновить войну позже, в подходящее время. Китай также не хочет расширения Альянса.

Переговоры после контрнаступления: возможны ли они и на каких условиях

Без твердых гарантий мира Россия просто будет ждать подходящего момента. Фото: Синьхуа

Есть опасность, что у некоторых на Западе возникнет искушение предложить Киеву качество других «гарантий», таких как обещания вооружить вооруженные силы Украины в случае нападения России. Но горький опыт Будапештского меморандума показывает, что слова на бумаге не помогают. Можно, например, представить себе сценарий, когда США начнут войну с Китаем из-за Тайваня. Дальше будет не до нас — Вашингтону понадобится оружие на другом конце земного шара. И Путин сможет восстановить свою агрессию.

Цели Путина признаются и на Западе. Кристи Райк из Foreign Policy пишет, что нейтралитет Украины — плохая идея не только для Киева, но и для евроатлантического сообщества. Европа никогда не сможет чувствовать себя в безопасности, если угроза вторжения в Украину сохранится.

По его словам, нежелание западных правительств членству Украины в НАТО проистекает из их опасений, что такой шаг вовлечет их армии в войну, защищающую Украину. Другой причиной является убеждение, что Украина и Россия имеют схожую политическую идентичность, то есть, что мы находимся в зоне влияния России. Эти мнения откровенно ошибочны и мешают правильной оценке ситуации, но они имеют глубокие корни.

Киев против Запада

У Запада есть ресурсы для поддержки Украины, но он считает, что война на истощение между Украиной и Западом, с одной стороны, и Россией и Китаем, с другой, заденет всех и рискует перерасти в мировую войну. Поэтому мир, хотя и придется пожертвовать менее чем 15% территории Украины, кому-то кажется вполне приемлемым. Но Киев предостерегает от этого, они хотят продемонстрировать, что это не региональный конфликт, а цивилизационное противостояние.

«Посмотрите, как страны мира объединяются, чтобы помочь украинцам защитить себя. На чем основано это желание помочь? Ощущение, что решается больше, чем судьба одной страны. Ощущение, что можно добиться большего, чем победить агрессора, сказал Владимир Зеленский в своем выступлении в Гааге.

Киев пытается создать впечатление, что даже частичная победа Путина может спровоцировать повторение агрессии или что его примеру могут последовать другие диктаторы. Это прозрачная аллюзия на коммунистический Китай, планирующий вторжение на Тайвань на примере российско-украинской войны. Поэтому Киев просит найти способы нанести окончательное поражение Кремлю.

«Но мы знаем, что постоянство мира после победы приобретается не чем иным, как силой ценностей… Не гибридами мира и постоянными вспышками насилия на передовой, а постоянным миром. Когда ценности уважаются, правда уважается свобода, истинная справедливость, настоящий мир, а не гибридные формы, а это именно то, что нам сейчас нужно, — сказал Зеленский.

Настроения западных союзников в случае успешного контрнаступления вооруженных сил Украины могут измениться и они могут двигаться в сторону полного восстановления территориальной целостности Украины. По крайней мере, нам еще не прислали самолет, хотя подготовка к этому явно идет.

Украина должна иметь план Б

Раджан Менон из Foreign Affairs пишет, что у украинцев есть хорошие шансы если не выкинуть Путина полностью за границы 1991 года, то существенно его сдвинуть и ослабить. Тогда переговоры будут вестись с позиции сильной стороны.

Но захватчики тоже учатся на этой войне. И если у них мало ресурсов для начала нового масштабного наступления в этом году, то сил для защиты достаточно. Они адаптируют свою тактику ведения боевых действий к современным условиям, изучают действия вооруженных сил в Украине, ищут способы противодействия той технике, которую нам предоставили наши западные партнеры.

Переговоры после контрнаступления: возможны ли они и на каких условиях

Условия предлагаемого прекращения огня зависят от успеха контрнаступления вооруженных сил Украины. Фото: Нью-Йорк Таймс

The Guardian пишет, что использование Россией планирующих бомб оказало значительное влияние на ход войны. Украина вносит изменения в свои планы контрнаступления. В апреле зарубежные СМИ сообщили, что российская система РЭБ «Тобол», вероятно, заблокирует доступ вооруженных сил Украины к интернету через спутниковую связь Starlink. Агентство CNN сообщает, что русские, вероятно, научились сбивать высокоточные ракеты с установок HIMARS. Они используют системы радиоэлектронной борьбы, которые блокируют передачу сигнала GPS. Поэтому точность украинской артиллерии значительно падает. Есть и другие факторы, которые могут негативно сказаться на ходе контрнаступательной операции для нас: Украина утратила элемент внезапности, как это было при освобождении Харьковщины; россияне значительно укрепили свои позиции и просчитывали разные сценарии развития событий; У Российской Федерации до сих пор много оружия, хотя оно и устарело; Кремль имеет преимущество в воздухе.

Поэтому вы должны быть готовы к любому сценарию. Ситуация может сложиться так, что Генштаб снова нас удивит, а западный мир поверит, что с авторитарными режимами можно наконец-то разобраться. Контрнаступление может провалиться, а война затянуться, и в этом случае переговоры почти неизбежны. В этом случае Киев должен заручиться поддержкой тех стран, которые готовы противостоять общему тренду «мир любой ценой». В первую очередь это касается стран Восточной Европы, Прибалтики и северных государств. В ситуации слишком много переменных, чтобы что-то предсказать наверняка, но нужно быть готовым к разным вариантам.

Переговоры после контрнаступления: возможны ли они и на каких условиях

Зеленский в Хельсинки встретился с лидерами пяти северных держав. Изображения из открытых источников

Ранее мы писали, что президент Чехии Петр Павел в частной беседе предостерег Зеленского от поспешного контрнаступления. Также мы писали, что американский политолог рассказал, как вооруженные силы Украины могут освободить Крым.

Подпишитесь на наш Telegram-канал, чтобы не пропустить важные новости. Следите за новостями онлайн прямо в мессенджере на нашем Telegram-канале Информатор Live.

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ

БОЛЬШЕ НОВОСТЕЙ