Премьер-министр Индии Моди хочет использовать обе стороны конфронтации
Лидеры двадцатки крупнейших экономик мира не осудили действия Москвы, но Запад сделал шаг к реализации своих стратегических целей
Саммит G20, проходивший с 9 по 10 сентября, стал важнейшим событием недели, но оказался весьма скандальным. Запад был вынужден пойти на уступки Глобальному Югу, особенно Индии, поскольку эта страна хочет и дальше пользоваться преимуществами сотрудничества с США и ЕС, с одной стороны, и с Китаем и Россией, с другой. Причиной такого согласия была надежда привлечь Нью-Дели на свою сторону в противостоянии с Пекином. Глобальный Юг рассматривает войну в Украине через призму этого противостояния и считает приемлемым решением вести переговоры за счет нашей территориальной целостности.
Скандальный саммит G20
Саммит G20 прошел не так, как обычно. Еще до его начала стало известно, что лидер Китая, второй по величине экономики мира, не примет участие в мероприятии впервые с тех пор, как взял под контроль свое государство в 2012 году. Отсутствие Си Цзиньпина, как и российского лидера Владимира Путина, существенно снизили уровень представительства и поставили под сомнение важность саммита.
Что касается российского правителя, то этот военный преступник просто боится покинуть Россию. А вот отсутствие китайского лидера объясняли по-разному: от конспирологических теорий о заболевании до заранее продуманного плана продемонстрировать собственную значимость и снизить уровень мероприятия.
В повестку саммита в Нью-Дели вошли борьба с изменением климата, экономическим развитием и долговым бременем бедных стран, а также российско-украинская война и решаемые ею экономические проблемы, приведшие к миру. Больше внимания уделялось особенно агрессии Путина, но участники саммита делали это через призму собственных интересов, а некоторые явно хотели уйти от честного разговора, поэтому это было «очень компромиссное» итоговое заявление. Шум наделало и заявление президента Бразилии Лулы да Силвы о намерении не выполнять требования «Римской хартии», если он решит полететь на саммит G20 в Рио-де-Жанейро в 2024 году. Было и несколько более мелких мероприятий видимые, но чрезвычайно мощные удары по Пекину со стороны Вашингтона.
Саммит G20 в Индии был богат на громкие события. Скриншот видео
«Очень компромиссная» декларация G20
Премьер-министр Индии Нарендра Моди с радостью заявил, что «компромисс был достигнут» с принятием Совместной декларации G20. Все участники, включая Российскую Федерацию, поддержали его. Дипломатам потребовалось 200 часов непрерывных переговоров, 300 двусторонних встреч и 15 проектов, чтобы подготовить текст, удовлетворяющий всем документам. Но оно ограничивалось общими фразами, избегало осуждения России, говорило об абстрактной «войне на Украине», а не о «российской агрессии в Украине», и было много других неприятных для нас вещей. /п>
В МИД Украины выразили негативную оценку тексту итогового документа. Киев даже высказал свое видение того, как должна выглядеть декларация. Например, основной тезис о том, что о войне существуют «разные мнения и оценки», предлагается заменить следующим:
«Члены G20 единогласно осудили и призвали Москву прекратить войну против Украины».
В Кремле считают такую «беззубую» позицию G20 победой. Министр иностранных дел России Сергей Лавров заявил, что оценивает результаты саммита в Индии как положительные.
«Мы смогли предотвратить попытку Запада украинизировать повестку саммита», — заявил Сергей Лавров
Лавров удовлетворен итоговой декларацией саммита. Фото: «Москоу Таймс
С Москвой это понятно, но интересно, что американцы тоже положительно относятся к декларации. Госсекретарь США Энтони Блинкен заявил, что этой декларацией Глобальный Юг поддерживает Украину.
«Страны G20 отстояли в этом заявлении важность территориальной целостности, суверенитета — и это очень понятно», — передает его слова CNN.
Однако очевидно, что, например, Китай может вставить свои трактовки в понятия «территориальная целостность» и «суверенитет». Точно так же после завоевания Крыма он заявил, что «уважает суверенитет Украины», но «в новых реалиях», то есть с признанием «законности» оккупации. На саммите G20 в 2022 году высказывания были заметно резче.
«Балли был Бали. Нью-Дели Дели. Бали был год назад, ситуация была другая. С тех пор многое произошло», — прокомментировал, не вдаваясь в подробности, министр иностранных дел Индии Субрахманьям Джайшанкар.
Президент США Джо Байден заявил, что все участники переговоров прекрасно осознают, кто нарушает международный порядок. Отвечая на вопрос, почему Россию не назвали агрессором, он сказал, что ей противостоят оккупированная страна и ее союзники, с которыми еще необходимо вести диалог.
«Этот вопрос является разногласием между присутствующей Россией и Китаем», — заявил он на брифинге во Вьетнаме.
The Guardian пишет, что декларация G20 выглядит столь слабой из-за попытки Вашингтона заручиться поддержкой глобального Юга, включая Индию, в борьбе с Китаем. Нью-Дели пытается сбалансировать интересы лагеря авторитарных стран и Запада для достижения максимальной выгоды. Россия стала для Индии поставщиком чрезвычайно дешевых углеводородов и рынком собственной продукции, а хорошие отношения с Западом дают возможность получать инвестиции и технологии. Поэтому индийские дипломаты могут праздновать победу: итоговая декларация G20 показала, насколько Западу нужна Индия.
Пощечина Пекину
Америка на саммите G20 нанесла громкий удар по Поднебесной. Байден раскритиковал китайскую геостратегическую инициативу «Один пояс, один путь», которая стала идеей фиксации Си Цзиньпина и сделала Китай самым влиятельным игроком на планете. Вашингтон хочет, чтобы самой густонаселенной страной мира, Индией, стала новая «фабрика» Запада, а не Китай, поэтому подчеркивается уважение к интересам Нью-Дели. Эта связь должна стать основой противостояния с китайскими коммунистами.
На мероприятии было объявлено о собственной инициативе, которая затмит инициативу «Пояс и путь». Фото: Аль-Джазира
Лидеры США, Индии и Саудовской Аравии на встрече G20 подписали меморандум, который предусматривает создание нового морского и железнодорожного коридора между Индией и ЕС через Ближний Восток и Средиземноморье. Новый транспортный коридор не только будет стимулировать экономическое развитие, но и расширит политические связи между странами.
«Это отличная вещь. Это действительно большое дело», — прокомментировал Джо Байден.
Коридор будет способствовать развитию торговли, транспортировке энергетических ресурсов и улучшению цифровой связи. В него войдут Индия, Саудовская Аравия, Объединенные Арабские Эмираты, Иордания, Израиль и ЕС, пишет Time of Israel. И Китаю в этой игре нет места. США также пытаются подключить Нью-Дели к оборонному сотрудничеству, поскольку Индия очень зависит от поставок российского оружия. Президент Джо Байден перед отъездом во Вьетнам, где была запланирована серия важных переговоров, в течение 50 минут говорил с премьер-министром Моди о стратегическом сотрудничестве.
Это не единственный удар по Пекину на этой неделе: согласно источникам Reuters, Иран и США заключили секретное соглашение при посредничестве Катара. Он предусматривает обмен пленными, а Тегеран также восстановит доступ к размороженным на международных счетах 6 миллиардам долларов и закроет глаза на постепенное возвращение страны на нефтяной рынок. Иран обязуется не продавать дроны и их компоненты России. Учитывая, что большая часть деталей «Шахед-136» производится в Китае, это коснется не только Москвы, но и Пекина. Кроме того, это позволит Байдену ограничить цены на нефть и предотвратить инфляцию накануне выборов.
Правда, во время саммита G20 Си Цзинпин встретился с президентом Венесуэлы Николасом Мадуро. За десять лет своего пребывания у власти этот популист превратил некогда процветающую страну региона в страну с минимальной заработной платой до 8 долларов в месяц и теперь ищет спонсора. Он готов предоставить доступ к венесуэльской нефти. Это заманчиво для Пекина, поскольку страна хранит крупнейшие в мире запасы этого топлива, а контроль над таким ресурсом открывает большие возможности.
Новый транспортный коридор должен стать конкурентом китайской инициативе
Заявления да Сильвы и Эрдогана
Президент Бразилии Лула да Силва позиционирует себя как миротворец, стремящийся примирить своего союзника по БРИКС Россию с его бывшей колонией Украиной. Конечно за счет наших территорий, потому что он хочет дружить с РФ.
«Что я могу вам сказать, так это то, что если я буду президентом Бразилии и если он приедет в Бразилию, то у него нет оснований для ареста», — заявил он на церемонии закрытия саммита G20.
Лула да Силва получает церемониальный молоток от Моди во время церемонии закрытия саммита. Скриншот видео
Бразилия, как и Южная Африка, признает юрисдикцию Международного уголовного суда и намерена арестовать Путина, как только он ступит на ее территорию. Наверное, поэтому утром Лула, немного подумав, изменил свою точку зрения и сказал, пусть все решает суд, но «Римский статут» вредит интересам подписавшихся.
«Я хочу знать, почему мы являемся членами, а не США, не Россия, не Индия и не Китай. Я не говорю, что ухожу из суда. «Я просто хочу знать, почему Бразилия подписала соглашение», — сказала Луле телеканал «Аль-Джазира.
Помимо слов президента Бразилии, скандальное предложение поступило и от турецкого лидера Реджепа Эрдогана: он обратился к мировым лидерам организовать страхование экспорта сельхозпродукции и удобрений из РФ и подключить банки оккупирующую страну к системе SWIFT в обмен на возвращение Москвы к зерновому соглашению. А недавно в прессе появилась информация о том, что генеральный секретарь ООН Антониу Гутерреш ведет переговоры с Москвой, предлагая доступ к портам ЕС, возврат замороженных активов и льготное страхование российских танкеров от возможных атак со стороны украинских вооруженных сил.
В совокупности это сигнализирует о том, что мир уже привык к войне на Украине, а зверства и террор русских уже не столь поразительны и шокируют. Лидеры стран Глобального Юга не стесняются открыто подыгрывать военному преступнику Путину, понимая, что их сограждане готовы закрыть на это глаза. Особенно, если мы допустим распространение пропагандистских рассказов о том, что «обе стороны виноваты». Или, по крайней мере, что не Россия пытается завоевать свою бывшую колонию, а что причина агрессии Путина — американская политика, что существуют «разные мнения и оценки» российско-украинской войны. Хорошая новость в том, что Запад продолжает нас поддерживать и даже такие влиятельные политические фигуры, как Лула, вынуждены корректировать свое поведение в ответ на позицию международного сообщества.