Глобальный юг ослабляет узы Пекина и Кремля
Горячковая и болезненная реакция России на решение форума в Швейцарии, а также раздражительность Китая, могут свидетельствовать не только о поражении на важном фронте Гибридной войны, но и быть предвестниками существенных сдвигов в области международной безопасности
Руанда стала третьей страной, которая отозвала подпись под коммюнике Саммита мира. Этот отказ знаковый, поскольку указывает на усилия, которые прилагает Китай и Россия для дискредитации форума. Последствия Глобального саммита мира намного болезненнее для Кремля, чем кажется на первый взгляд, ведь фактически он потерпел поражение в продвижении своих пропагандистских нарративов, выставляемых РФ жертвой агрессии Запада. Впрочем лихорадочная реакция России и Китая на результаты саммита может также свидетельствовать о более важных сдвигах в системе международной безопасности — перезагрузке Организации Объединенных Наций.
Слабая рука Кремля
До недавнего времени у украинцев слово «Руанда» ассоциировалось с оскароносным фильмом Терри Джорджа Гостиница «Руанда». В нем рассказывают о геноциде, который устроила одна народность этой страны против другой. К сожалению, немногие знают, что с тех пор в стране произошло немало положительных изменений. К примеру, благодаря политике избегания дискриминации у них самая большая на планете доля женщин в парламенте. 60%. А еще правительство страны стало первым в мире, запретившим пластиковые пакеты. Но Руанда не исчезает со страниц украинских СМИ из-за другого: она стала третьей страной после Иордана и Ирака, которая отозвала свою подпись под финальным коммюнике Саммита мира.
Форум, который проходил в Швейцарии 15–16 июня, украинцы расценивают довольно сдержанно. Скорее больше плюсов — удалось собрать почти сотню делегаций со всего мира, причем на высоком уровне. Есть минусы — Китай так и не прибыл, поэтому исчезла последняя надежда привлечь его на сторону цивилизации. Индия, Южная Африка и Саудовская Аравия отказались подписывать итоговое коммюнике, что и неудивительно, учитывая их партнерство с Россией по БРИКС.
Первоначальный документ поддержали 80 стран. Советник главы Офиса Президента Михаил Подоляк отмечает, что документ является «открытым». Столицы могут присоединиться или выйти из него, поэтому мы можем увидеть и другие изменения, прежде чем его официально опубликует Швейцария. У каждой страны свои мотивы: где-то сработало экономическое и дипломатическое давление Китая или РФ, где им угрожают дестабилизацией. Но сначала соглашаться, а потом менять решение — это последнее дело, унижение, ослабляющее авторитет любого правительства.
При всем уважении к этой замечательной восточноафриканской стране с трагической историей голос Руанды не настолько мощный в геополитике, как позиция той же Венгрии или Турции. Показательно, что Будапешт и Анкара, несмотря на все заигрывания с Москвой, документ подписали. Реакция Кремля, то, как пропагандисты пытаются использовать каждый момент, чтобы ослабить значение саммита, усилия российской и китайской дипломатии направлены на его дискредитацию, очень интригуют.
О чем идет речь РФ и Китая?
Игорь Семиволос, директор Центра ближневосточных исследований считает, что действия Кремля запоздалые и Саммит мира уже стал серьезной победой Украины и Запада. Теперь им придется пожинать горькие плоды.
«Заявления России, что, мол, «нам безразлично, что там происходило» — нечестны и лживы. России, несомненно, важно это. Россия действует нагло, пытаясь дискредитировать этот форум, но в целом это уже никого не интересует. Сам факт, что сначала подписали, а потом отозвали, свидетельствует скорее о проблемах этих стран, а не о наших», — заявил Игорь.
Саммит разрушил миф о войне «золотого миллиарда» против стран «третьего мира» и этого уже не изменить. Фото: Getty Images
По его мнению, Кремль правильно делает, что озаботилась этими угрозами. Подписи под финальным решением почти 80 стран со всей планеты свидетельствуют о том, что России нанесли серьезный удар в информационной войне, в том числе на Глобальном Юге.
«Это делегитимизация российских нарративов, подтверждение того, что Россия является агрессором.. Весь саммит, по большому счету, был направлен именно не на то, чтобы получить более широкую коалицию, чем только страны Запада. Россия использует аргументы о борьбе с западным империализмом, играя на ресентименте, хотя бы тех же арабских народов… Им было важно не допустить страны Глобального Юга к принятию самостоятельных решений, чтобы все воспринималось через призму взглядов России и Китая», — говорит эксперт.
Господин Игорь добавляет, что у Пекина, имеющего собственную «мирную инициативу», очень раздражается, что и Украина и другие страны не соглашаются с его видением «решения вопроса». О потере контроля над Глобальным Югом, конечно, говорить нельзя — слишком мощно влияние Поднебесной, но Китай не хочет допускать даже ослабления влияния.
Господин Игорь Семиволос отмечает, что Саммит не отразится непосредственно на ходе боевых действий. В то же время, усилия Кремля, направленные на преодоление негативных последствий на дипломатическом и информационном фронте этой гибридной войны, ограничивают ресурсы и внимание Москвы, что, безусловно, является позитивом.
Возможно, речь идет о чем-то еще более масштабном
Когда президент Франции Эммануэль Макрон, сидя в одном из уютных залов Елисейского дворца, предложил европейским лидерам хотя бы задуматься об отправке западных войск в помощь Украине, это восприняли чуть ли не как глупая шутка. В лучшем случае говорили о пиаре амбициозного политика. Вся логика принятия решений базировалась на том, что Кремль должен знать, что со стороны Запада ему ничего не угрожает.
Но уже через несколько месяцев «стратегическая неопределенность» стала мейнстримом политического мнения в ЕС и в США. Опыт показал, что ничто так не ослабляет аппетиты авторитарного блока как напоминание, что ядерная бомба есть не только у них. Все больше столиц присоединяются к инициативе Макрона по отправке инструкторов. А шеф НАТО Йенс Столтенберг говорит, что надо нарастить ВПК и вывести на боевое дежурство побольше ракет с ядерными боеголовками, чтобы у Китая и РФ не возникало искушений по своему усмотрению изменять границы.
Инициатива с Глобальным саммитом мира, несмотря на определенный скепсис, тоже может перерасти во что-то большее, считает политический эксперт Владимир Цыбулько. Он отмечает, что в авторитарном блоке ключевая роль принадлежит Китаю и это он пытается ослабить дипломатические усилия Запада.
«Мне кажется, это не совсем о Саммите мира, а о предстоящей перезагрузке ООН. Поэтому так скромно «украинский вопрос» в коммюнике был сужен. Мне кажется, что Пекин как раз почувствовал, что это подготовка к предстоящей перезагрузке ООН и он спорадически дергает всех, кто экономически зависим от Китая.. Экономически зависимых от России не так много в Африке, а от Китая сегодня как раз много», — говорит эксперт.
Владимир отмечает, что подобные комбинации никогда не бывают «одноходовками». Всегда есть ряд шагов, разыгрываемых разными политическими игроками, но которые в итоге должны привести к желаемому результату. Комбинация с Глобальным саммитом мира причастна не только к вопросу российско-украинской войны, но и в целом к вопросу глобальной безопасности.
Реформа ООН давно стоит в повестке дня. Система безопасности, выстроенная после Второй мировой, больше не работает, из-за позиции стран с правом вето в Совбезе организации — России и КНР. Запад зашел в тупик в попытке сдвинуть ситуацию с места. Несомненно, если Пекин решит атаковать Тайвань или других союзников США в регионе, ООН будет беспомощной, как это происходит во время российско-украинской войны.
ООН давно себя дискредитировала и нуждается в перезагрузке. Фото: Getty Images
Показательно отсутствие высшего руководства ООН на саммите в Швейцарии: генеральный секретарь Антониу Гуттериш отказался без объяснения причин, как и руководитель МАГАТЭ Рафаэль Гросси, хотя на саммите рассматривали как раз вопросы ядерной безопасности. Учитывая, что, как оказалось Международное агентство по атомной энергии фактически помогало Ирану обогащать вооруженный уран, с этой организацией явно что-то не так.
Возможно, коллективное Запад решил разрубить этот Гордиев узел. По крайней мере, воинственная риторика не только премьер-министра Италии Джорджи Мэлони, но и такого «голубя», как канцлер Германии Олаф Шольц, свидетельствует, что Запад настроен решительно. Мы не знаем львиной доли происходящего за кулисами форума в Швейцарии и саммита G7 в Италии, но, вероятно, знают Путин и Си Цзиньпин. Потому мы и наблюдаем столько непонятных ультиматумов и странных реакций, таких как инициатива вождя россиян начать переговоры для создания «двусторонних и многосторонних гарантий коллективной сохранности в Евразии».