Прототип электромобиля Sono Sion. Источник: aurena.at Электромобили на солнечных батареях так и не стали массовым явлением, а многие компании, пытавшиеся вывести их на рынок, в итоге обанкротились. Немецкий стартап Sono Motors — один из таких примеров. Теперь же купить кусочек несостоявшейся революции электрокаров можно всего за несколько сотен евро. Проект солнечного электромобиля Sion компании закрыла в 2023 году, сославшись на неблагоприятные рыночные условия и необходимость перейти на менее затратную модель бизнеса. За несколько лет до этого в разработку вложили огромные средства, но серийный выпуск так и не начался. Сейчас на австрийском аукционном сайте распродают всё, что осталось от проекта: от отдельных деталей до полноценных прототипов. В числе лотов — десяток новых электромоторов по стартовой цене €50 ($58) за штуку, передние сиденья по €14 ($16), задние диваны от €30 ($35) и «голые» кузова без панелей от €100 ($116). Есть и подвеска, элементы интерьера, солнечные панели. Главные трофеи — опытные образцы Sion. Среди них есть странный «мул» на базе Renault Twingo с фарами от Mercedes-Benz A-Class первого поколения (от €600 / $699), несколько более поздних прототипов, а также камуфлированный экземпляр с работающей мультимедиа, на который к моменту публикации сделали ставку €750 ($874). В продажу поступил даже зелёный смятый кузов после краш-теста. Все машины не имеют документов и не допускаются к эксплуатации на дорогах общего пользования. Зато отдельные узлы, например моторы или батареи, можно использовать в других проектах — хотя без технической документации интеграция будет непростой. Sono Motors показала первый прототип в 2017 году и планировала начать продажи в 2019-м. Автомобиль получил 330 солнечных элементов, которые должны были добавлять до 29 км хода от солнечного света к примерно 160 км запаса, обеспечиваемого встроенной батареей на 30 кВт·ч. Проект стартовал на Indiegogo, собрав более $700 000 от 1 100 инвесторов. Изначально планировалось выпускать две версии, но базовую с запасом хода 80–100 км быстро отменили, а салон сделали пятиместным вместо шестиместного для экономии. В 2022 году последний прототип отправился в трёхнедельное турне по США. К этому времени дизайн обновили, цену сохранили на уровне $25 000, а производство вновь отложили — на вторую половину 2023 года. Выпуском должна была заняться финская Valmet Automotive, известная по сборке гибрида Fisker Karma. Финальная версия Sion получила 456 солнечных ячеек, которые теоретически могли давать 110–240 км «бесплатного» хода, и аккумулятор LFP на 54 кВт·ч с запасом до 305 км. Быструю зарядку обещали мощностью до 75 кВт (DC) или до 11 кВт (AC). К концу 2022 года Sono Motors собрала 45 000 оплаченных заказов, но в начале 2023-го проект окончательно закрыли, переключившись на продажу солнечных панелей другим компаниям.Что известно