Секретарь ВВС США Фрэнк Кендалл недавно объявил, что служба не будет использовать адаптивный двигатель в истребителе пятого поколения F-35 Lightning II. В то же время новая электростанция принесет пользу окружающей среде, военным, налогоплательщикам и промышленности.
Что известно
ВВС США являются одним из крупнейших потребителей топлива и источником выбросов углерода. Ежегодно истребители, бомбардировщики, заправщики и самолеты-разведчики налетают более 1 млн часов. Снижение расхода топлива было бы прекрасным подарком для окружающей среды.
Двигатели истребителей четвертого поколения отличаются не только мощностью, но и большим расходом топлива. Например, F-15EX Eagle II в боевой конфигурации сжигает примерно 1800 галлонов топлива в час (1 галлон = 3,8 литра).
Возможный конфликт с Китаем вынудит США перебросить группу истребителей F-15EX (18 самолетов) с Гуама на Тайвань. За 8-часовой полет истребители сожгут 285 000 литров топлива. Их будут сопровождать как минимум 15 самолетов-заправщиков KC-46, сжигающих 1720 литров в час. Это означает, что общий расход топлива составляет 491 000 литров за одну миссию.
Ситуация с истребителем пятого поколения F-35 Lightning II не столь безрадостна. 18 самолетов будут сжигать 129 000 литров топлива для выполнения той же миссии. Для поддержки потребуются девять заправщиков КС-46, т.е общий расход топлива составит 253 000 галлонов.
Несколько лет назад ВВС США начали работу над адаптивным двигателем для всех версий F-35 Lightning II в рамках программы Adaptive Engine Transition Program (AETP). Финансирование получили компании Pratt & Whitney и General Electric. Целью проекта было создание двигателя, способного увеличить тягу на 10% и снизить расход топлива на 25% по сравнению с силовой установкой F135, которой в настоящее время оснащается самолет.
Истребители с адаптивным двигателем израсходовали бы всего 90 300 литров топлива во время переброски на Тайвань, а количество воздушных заправщиков сократилось бы до шести. Это означает, что общий расход топлива сократится на 80 000 галлонов до 173 000 галлонов.
Стоимость галлона топлива составляет около 4 долларов. Это означает, что всего на одной такой миссии налогоплательщики сэкономят 315 000 долларов, а ежегодная экономия достигнет сотен миллионов долларов. Кроме того, это приведет к значительному сокращению выбросов.
Однако адаптивный двигатель появится только в истребителе шестого поколения. Это связано и с экономией, так как программа развития оценивается примерно в 5-6 миллиардов долларов, а весь жизненный цикл — в 40 миллиардов долларов. В связи с этим ВВС США решили модернизировать силовую установку F135.