Правительство Бельгии заявило, что готово присоединиться к многонациональной программе по разработке европейского истребителя шестого поколения. Но не все этому рады.
Что известно
Бельгия заказала 34 истребителя пятого поколения F-35 Lightning II. Недавно Lockheed Martin начала строить первый самолет. Он будет готов к концу этого года, но останется в США для обучения пилотов. Поставки в Бельгию запланированы на 2025 год.
Несмотря на заказ F-35, Бельгия готова присоединиться к проекту Future Combat Air System (FCAS). Европейская страна ведет переговоры с заинтересованными сторонами, но пока речь идет о «статусе наблюдателя».
Лидерами проекта FCAS являются Франция, Германия и Испания. Оборонные компании Dassault Aviation, Airbus и Indra играют активную роль в программе. Исполнительный директор первого Эрик Траппье заявил, что он против расширения FCAS и включения в проект стран-участниц программы F-35. Даже если мы говорим о европейских странах. Однако он не исключает возможности присоединения стран-наблюдателей.
Статус наблюдателя для Бельгии не должен беспокоить ни Траппье, ни партнеров FCAS, так как он не затронет сразу бельгийскую промышленность. Об этом пишет Defense News со ссылкой на источник в немецкой промышленности, который согласился выступить на условиях анонимности. Кроме того, Бельгия заказала F-35 и в течение 30 лет у нее не будет острой потребности в истребителях.
С этим согласен Ален Де Нев, научный сотрудник бельгийского Королевского высшего оборонного института. Он также утверждает, что исключение Бельгии из проекта исключительно из-за заказа F-35 выглядит маловероятным. Например, Германия как член FCAS выделила в прошлом году почти 10 миллиардов долларов на закупку F-35, но до сих пор находится в проекте, и это не вызвало протестов со стороны Dassault.
Бельгия не делала никаких официальных заявлений о вступлении в FCAS. Однако генеральный директор Safran Оливье Андриес выразил желание, чтобы страна присоединилась к проекту FCAS, а не к Global Combat Air Program (GCAP), в рамках которой разрабатывается самолет шестого поколения для Великобритании, Японии, Италии.
Посмотрим, как дальше будут развиваться события. Dassault Aviation пока не прокомментировала возможное вступление Бельгии в программу FCAS. Индра тоже молчит. Представитель Airbus сказал лишь, что это политическое решение, с которым должны согласиться Франция, Германия и Испания.