Иллюстративное фото водительского удостоверения. Источник: Andibreit / Pixabay Переговорщики из Европейского парламента и Совета согласовали в Брюсселе новые правила выдачи водительских удостоверений. Будут введены цифровые документы, испытательный срок для начинающих водителей и «сопровождаемое вождение» для грузовых автомобилей. Соглашение об обновлении директивы ЕС о водительских правах, достигнутое рано утром во вторник, призвано повысить безопасность дорожного движения в Европе. По официальной статистике, на дорогах ЕС ежегодно погибает почти 20 000 человек. Обучение пользованию телефоном и вождению в опасных условиях Депутаты Европарламента ввели новые требования, чтобы водители были лучше подготовлены к реальным ситуациям вождения и имели достаточную осведомленность о рисках, связанных с пешеходами, детьми, велосипедистами и другими уязвимыми участниками дорожного движения. Для получения удостоверения будущему водителю придется узнать о рисках отвлечения внимания и последствиях для безопасности использования телефона во время вождения, рисках слепых зон, современных системах помощи при вождении, безопасном открывании дверей и вождении в условиях снега и скользкой дороги. Цифровые водительские удостоверения Цифровые водительские удостоверения, доступные на смартфоне с общеевропейским цифровым кошельком (EU e-Wallet), станут основным форматом в ЕС. У государств-членов союза будет пять лет и шесть месяцев после вступления в силу новых правил, чтобы внедрить их. Однако депутаты Европарламента заверили, что право подать заявление на получение физического водительского удостоверения сохранится. Двухлетний испытательный срок для новых водителей, ограничение по содержанию алкоголя Впервые правила ЕС установят испытательный срок не менее двух лет для новых водителей. Начинающие водители будут подвергаться более строгим наказаниям за вождение в состоянии алкогольного опьянения, вождение без ремней безопасности и перевозку маленьких детей без детских кресел. Обновленная директива призывает страны ЕС проводить политику нулевой терпимости к алкоголю и наркотикам. В частности, полностью запретить употребление алкоголя всем водителям. Снижение возраста получения удостоверений для профессиональных водителей Чтобы компенсировать нехватку профессиональных водителей, минимальный возраст, с которого можно будет получить удостоверение с категорией на управление грузовиком, будет снижен с 21 до 18 лет, а для водительских прав на управление автобусом — с 24 до 21 года. Но только при условии, что у заявителя есть сертификат профессиональной компетентности. Более того, страны ЕС смогут разрешить управлять грузовиками и фургонами на своей территории даже 17-летним водителям в сопровождении опытного водителя. Эта система сопровождаемого вождения будет распространена и на легковые автомобили по всему ЕС. Проверка действительности и работоспособности Переговорщики согласились, что водительские права должны быть действительны в течение 15 лет для мотоциклов и автомобилей. Страны ЕС могут сократить этот период до 10 лет, если права можно будет использовать в качестве национального удостоверения личности, в то время как права на грузовики и автобусы придется продлевать каждые пять лет. Страны ЕС могут сократить срок действия водительских прав для водителей старшего возраста (65 лет и старше). Перед получением первых прав водитель должен пройти медицинское обследование, включая проверку зрения и состояния сердечно-сосудистой системы. Однако для водителей автомобилей или мотоциклов страны ЕС могут заменить медицинское обследование формами самооценки или, в случае продления водительских прав, другими альтернативными мерами. Сроки введения новых правил У государств-членов ЕС есть четыре года (за исключением цифровых водительских прав) для внедрения новых правил в национальное законодательство. Пересмотренные правила ЕС по выдаче водительских удостоверений являются частью пакета мер по безопасности дорожного движения, представленного Еврокомиссией в марте 2023 года. Цель этого пакета мер — повышение безопасности всех участников дорожного движения и, по возможности, полное отсутствие смертельных случаев на дорогах в ЕС к 2050 году (политика «Vision Zero»). В этот же пакет включены положения об аннулировании водительских удостоверений, по которым парламент и совет все еще ведут переговоры.Что известно