В рамках учений Baana 23 истребители пятого поколения F-35A Lightning II Королевских ВВС первыми в истории приземлились на шоссе. Мероприятие состоялось в Финляндии.
Что известно
F/A-18 Hornets финских ВВС время от времени отрабатывают взлет и посадку на дорогах общего пользования. Теперь то же самое сделал F-35A Lightning II ВВС.
Stop, hotref and go! Tervon maantietukikohtaan #Baana23-harjoituksessa laskeutuneet F-35-hävittäjät kuumatankattiin, eli koneet saivat polttoainetäydennystä moottoreiden ollessa käynnissä.#ilmavoimat #f35 @Luftforsvaret pic.twitter.com/MCZ1URCJfK
— Ilmavoimat (@FinnishAirForce) September 21, 2023
Возможность приземляться и взлетать с автомагистралей помогает реализовать концепцию рассеивания. Считается, что в случае реального конфликта под ударом окажутся крупные аэродромы и военная инфраструктура, поэтому истребителям придется использовать небольшие аэродромы с неподготовленными взлетно-посадочными полосами и гражданскими автомагистралями.
Цель концепции рассредоточения — максимально затруднить противнику уничтожение самолета, находящегося на земле. F-35A Lightning II участвовали в учениях вместе с F/A-18 Hornet ВВС Финляндии. Сразу после приземления истребители заполнились наземным персоналом.
Это не первая посадка F-35 Lightning II на шоссе вообще. Однако американцы использовали версию F-35B с укороченным взлетом и вертикальной посадкой. Обычные F-35А никогда не садились на шоссе. Во время учений они были оснащены парашютной системой на случай недостаточного торможения.
Lockheed Martin поставила заказчикам около 1000 истребителей пятого поколения. К лету 2023 года они накопили в общей сложности более 650 000 часов налета, из них примерно 20 000 часов пришлось на норвежские F-35A. Компания планирует построить более 3000 самолетов, а общая стоимость программы оценивается в $1,7 трлн.