Геополитические вызовы заставляют европейское общество стать более активным
ЕС необходимо расширяться, чтобы гарантировать свое влияние в мире, но это означает вызов для управления
ЕС рассматривает возможность расширения, включив в него Украину, Молдову и Западные Балканы, но проблема заключается в эффективном управлении таким огромным образованием. Ответом может стать проект реформы, который откажется от некоторых прав национальных государств, особенно от практики принятия решений по основным вопросам после одобрения всех государств-членов. Некоторые политики и партии выступают против этой идеи, поскольку она означает само превращение ЕС в сверхдержаву. В то же время изменения неизбежны, если европейское общество хочет продолжать играть важную роль в мире и вовремя реагировать на геополитические вызовы.
ЕС необходимо расширение, но у Брюсселя есть проблемы
По данным агентства Bloomberg, исполнительный орган ЕС предложит государствам-членам начать переговоры о членстве с Украиной уже в октябре на саммите в испанской Гранаде. Лидеры страны смогут подписать это решение на саммите в декабре, и ожидается противодействие со стороны Венгрии по этому поводу. Но на самом деле на процесс европейской интеграции может повлиять не столько желание Киева провести реформы или сопротивление «друзей Кремля», сколько способность ЕС самому провести реформы управления для интеграции новых членов.
Помимо Украины, Брюссель хочет видеть в своем составе Молдову, страны Западных Балкан, особенно Сербия, также планируют дать новые обнадеживающие сигналы для курса на объединение с ЕС народами Сакартвело и Косово. Брюссель считает такие шаги необходимыми для борьбы с распространением влияния Пекина и Москвы в регионе, поскольку они могут воспользоваться возможностью подорвать стабильность и создать угрозу демократическому Западу.
Урсула фон дер Ляйен, глава Еврокомиссии, заявила, что, открывая двери новым кандидатам, ЕС хочет получить «геополитический вес и влияние». Это необходимо еще и по экономическим причинам, поскольку ЕС, чтобы оставаться на вершине мировой политики, необходимы новые ресурсы, а главное, увеличение человеческого потенциала, а население Украины в два раза превышает население всех Западных Балкан вместе взятых.
К 2030 году в ЕС будет 35-36 членов, так что это станет вызовом для сообщества
ЕС глубоко обеспокоен тем, как справиться с таким расширением, поскольку каждый член Союза может наложить вето на него, что существенно ограничивает его способность эффективно решать проблемы и реагировать на них. При такой форме управления государства-члены знают, что их интересы будут учтены, но принимать консенсусные решения по каждому расширению становится все труднее: относительно легко договориться о позициях 15 стран, подписавших соглашение об образовании в 1992 году но сейчас речь идет о 27 государствах, причем речь идет о расширении до 35–36 членов. А Армения после предательства РФ, своего союзника по ОДКБ, заговорила о поиске нового геополитического вектора.
«Расширение ЕС и вступление в него стран Западных Балкан, Молдавии и Украины не приведет к параличу ЕС, если этому будет предшествовать реформа сообщества», — заявила глава немецкой дипломатии Анна Луерманн.
Геополитические вызовы ЕС и как на них реагировать
19 сентября группа франко-германских экспертов опубликовала доклад под названием «Плавание в открытом море: реформа и расширение ЕС в XXI веке». В нем подробно анализируются проблемы, стоящие перед ЕС, и рекомендуются расширения для эффективного их решения. Франко-германские эксперты отмечают необходимость установления как можно более тесных связей между странами и более широкого вовлечения граждан в общую политику ЕС, а не только в состояние национальных государств. Эксперты говорят, что национальные правительства должны отказаться от некоторых суверенитетов, таких как право вето, чтобы сделать ЕС более жизнеспособным и влиятельным.
Урсула фон дер Ляйен говорит, что расширение имеет важное значение для ЕС. Изображения из открытых источников
Решения, особенно касающиеся внешней политики или вопросов безопасности, должны приниматься квалифицированным большинством – это особая европейская практика голосования, при которой каждая страна имеет разный вес при голосовании в зависимости от ее населения. Проект реформы включает расширение политического влияния Европейского парламента и Европейской комиссии, а также создание центрального министерства финансов, объединенных военных сил и централизованно скоординированного военно-промышленного комплекса.
Если реформисты победят, ЕС станет де-факто сверхдержавой, ближе к модели США, где Вашингтон возглавляет внешнюю и федеральную политику, но местные власти также обладают широкой автономией. Все понимают, что реформы необходимы, в то же время некоторые страны и правые партии считают, что это слишком много и почти означает потерю национального суверенитета, поскольку увеличивает централизацию власти и создает риск недостаточного учета разницы в уровне экономического развития между странами ЕС.
Тренды и взгляды
Большую централизацию ЕС поддерживают влиятельные игроки, имеющие наибольшее количество голосов при квалифицированном голосовании, такие как Германия и Франция. В то же время правые партии даже в этих странах традиционно пытаются отстаивать большую независимость. Но Брюссель определенно за.
«Я всегда буду поддерживать эту палату – и всех, кто хочет реформировать ЕС и заставить его лучше работать на благо граждан. И да, это значит, в том числе и за счет подписания Европейской конвенции и внесения поправок в Договор, если и где это необходимо, — заявила Урсула фон дер Ляйен с трибуны Европарламента.
В Париже и Берлине считают, что расширение профсоюза без реформы управления будет политическим самоубийством проекта. Президент Эммануэль Макрон и канцлер Олаф Шольц убеждены, что без этого новые члены не смогут объединиться.
«Но ЕС, в который входят 30 или 36 государств-членов, будет отличаться от сегодняшнего союза. Это само собой разумеется. Центр Европы смещается на восток, можно сказать, перефразируя историка Карла Шлегеля. В этом расширенном Союзе различия между государствами-членами будут увеличиваться с точки зрения политических интересов, экономического влияния и систем социального обеспечения. Украина – не Люксембург, и Португалия видит мировые вызовы иначе, чем Северная Македония», – пояснил видение Шольца.
Шольц считает, что право вето в расширенном ЕС – это слишком большая роскошь. Изображения из открытых источников
Но это не входит в планы политических элит некоторых государств. Венгрия под руководством Виктора Орбана имеет серьезный конфликт с центральными властями ЕС. Будапешт обвиняет Брюссель в давлении, вмешательстве во внутренние дела и попытке навязать «либеральные ценности». В то же время европейские чиновники упрекают власти Венгрии в попытке установить автократию и расширить сотрудничество с Китаем и Россией.
«Осенью противники Венгрии скоординированно нападут на нас, потому что они хотят, чтобы мы вступили в войну; этого хочет империя Сороса, и этого хотят Брюссель, американские демократы… ЕС также хочет ввести мигрантскую и сексуальную пропаганду в наших школах, и мы должны даже отказаться от нашей внешней политики, иначе они будут удерживать деньги из Брюсселя», Премьер-министр прогнозирует в Венгрии бурную осень.
Однако не только одиозный венгерский премьер выступает против реформы ЕС: консервативная партия «Право и справедливость» (ПиС), формирующая правительство в Польше, также вступила в жесткий клинч с Брюсселем, особенно из-за спора, связанного с судебным разбирательством реформа, которая, по мнению европейских чиновников, сосредоточит власть в руках правящей партии. Варшава выступает за скорейшее вступление Украины в ЕС, но считает, что реформы управления, какими их видит Макрон, допустить нельзя. Великая держава в Брюсселе, по мнению ПиС, преимущественно выгодна густонаселенным странам, таким как Германия и Франция, и противоречит интересам Польши. А исчезновение возможности «вето» на решения, касающиеся национальной безопасности и внешней политики, считает Варшава, просто опасно для страны.
«Некоторые политики прямо предлагают преобразовать сообщество суверенных государств в федерацию с Европейской комиссией в качестве центрального правительства во главе. А это на практике означает, что жители стран-членов будут лишены всякого влияния в своих странах, заявил премьер-министр Польши Матеуш Моравецкий.
ПиС заявляет, что не согласна на создание сверхдержавы за счет независимой Польши. Изображения из открытых источников
Изменяйся или исчезай
До сих пор условия существования ЕС были «тепличными», но в ходе геополитических «бурь» европейское сообщество показало свою неспособность действовать быстро. Но, как отмечает Balkanin Sight, российская агрессия против Украины заставила ЕС проснуться. Европейские элиты стряхнули с себя сон «конца истории» Фукуямы и обнаружили, что глобализация в мире заморожена. Сейчас ясно, что ЕС должен быть более решительным и единодушным, если он хочет иметь влияние перед лицом набирающей обороты конфронтации между США и Китаем.
«В мире, где все пытаются захватить одну страну за другой, мы не можем позволить себе бросить наших европейцев. «В мире, где размер и вес имеют значение, очевидно, что развитие нашего Союза отвечает стратегическим интересам и интересам безопасности Европы», — сказала Урсула.
Интересы государства и Брюсселя не обязательно должны противоречить друг другу, вопрос лишь в том, как их сбалансировать, напротив, пример ЕС подтверждает, что в единстве есть сила. В конечном счете, Венгрия или Сербия, где Китай и Россия имеют сильное влияние, нужны авторитарным правительствам именно потому, что они дают возможность влиять на политику всего ЕС. Если бы важность ЕС снизилась, такие персонажи, как Орбан, никому не были бы нужны. Но даже без уверенности в том, что интересы каждого отдельного государства защищены, не может быть эффективной политики для всего общества.
«Потому что единство – это основа силы ЕС. Единство – лучший способ гарантировать, что решения выполняются одинаково хорошо. Есть разные способы объединиться… Но избежать этой дискуссии сейчас невозможно, заявил председатель Европарламента Шарль Мишель.
Изменения в Украине неизбежны: хотя война еще далека от завершения, нас определенно рассматривают как часть Евросоюза, подтверждением этому является появление в СМИ письма Белого дома со списком реформ, которые проведет Киев реализовать в ближайшее время. Украинские политики, даже если они этого не захотят, не смогут противостоять совместному давлению Запада и гражданского общества и будут вынуждены пойти на изменения для расширения демократических прав и свобод. Объяснение таким шагам Запада простое: в Брюсселе до сих пор рады, что заморозили европейскую интеграцию Турции, и, по крайней мере, сейчас президент Реджеп Эрдоган с его авторитарными манерами не следует за Орбаном, когда он говорит о Соросе с европейской трибуны. Стортинг.
Митинг за возвращение в ЕС в Великобритании|
Несколько европейских стран, таких как Норвегия, Швейцария и Исландия, ранее подали заявку на членство в ЕС, но затем отказались от этой идеи. Серьезным вызовом для ЕС стал «Брекзит» — процедура выхода Британии из ЕС. Большинство аргументов против присоединения заключались в снижении экономической и политической независимости стран – с уровнем жизни и правами граждан в таких странах, как Ирландия, все в порядке. Но показательно, что большинство жителей Великобритании заявили, что поддержат возвращение в ЕС. У Украины, Молдавии и Грузии вообще нет другого выхода, кроме евроинтеграции, иначе Москва никогда не откажется от попыток вернуть бывшие колонии.