Сестры Заварские обрели новую популярность благодаря своим ретро-еврейским песням
Певица рассказала о жизни беженца в Польше, трудностях воспитания детей во время войны, о том, как возрождался дуэт «Алиби» и нынешних доходах артиста
Анна и Ангелина Завальские, бывшие солистки группы «Алиби», а ныне солистки группы «Сестры Алиби», вернули себе популярность, кардинально изменив репертуар. Они вернулись на сцену с программой из популярных до войны еврейских песен и теперь вместе выступают не только перед столичной публикой в «Украинском» дворце, но и перед украинскими солдатами и в госпиталях. Почему они приняли ретро-формат и почему вообще вернулись в Украину? Как нападки ХАМАСа на Израиль повлияли на их концерты в Украине? С какими трудностями вы сейчас сталкиваетесь в воспитании детей? Об этом рассказала в эксклюзивном интервью сестра Анна Заварская интервью Информатору.
Сестры Завальские решили воссоздать образы 50-х и 60-х годов
Нападение на Израиль совпало с премьерой спектакля «Моя еврейская душа»
– После успеха программы еврейского пения вы начали петь старые украинские эстрадные хиты. Что вдохновило вас перейти на ретро-формат («Коханий», «Девушка с бантиками»)?
– Формат ретро – это наша общая концепция, и мы работали над ней больше года или двух. Эстетически и визуально дуэт Alibi Sisters воссоздает образы поп-культуры 50-х и 60-х годов, сохраняя при этом свой фирменный метод исполнения. Речь идет о музыкальных тенденциях того времени в разных странах мира. А американские Berry Sisters, испанский Рафаэль и София Ротару, находившаяся в тот момент на сцене, выглядели и звучали почти в одном стиле.
Поэтому никакого противоречия здесь нет. Очень органично в одной программе могут вписаться рядом друг с другом в одной программе песня «Ви из дус геселе», украинская народная песня «Девочка, ушедшая с лучами» или похрадская песня «Коханий» со стихами в переводе на айдиш!
Главные особенности нашей концертной программы – эстетика и ностальгическая атмосфера. Оркестр, изящный стиль, театральное освещение и идеальный звук создают атмосферу поп-культуры того времени.
– Люди по-другому относятся к Израилю после того, как армия вошла в сектор Газа. Изменилось ли за последний год восприятие слушателями ваших еврейских программ?
— Да, страшно, когда цинично искажаются факты и искажаются причина и следствие. Однако люди не могут не реагировать на злодеяния. Это путь в пропасть.
Как вы знаете, премьера нашего театрального спектакля — (13 октября 2023 г.) «Моя еврейская душа», которая состоялась на сцене Чайной Украинского дворца, основана на идее о том, что террористическая группировка ХАМАС пытается создать «всемирный» Каким-то кармическим образом совпал день, когда было решено устроить «погром людей». Он призвал мусульман уничтожать и убивать евреев повсюду.
Этот факт нас просто шокировал, так как мы были обеспокоены безопасностью зрителей и возможностью провокации… Однако мы не отменили спектакль и тогда поняли, что вместе с командой Дворца «Украина» мы создали нечто очень своевременное и актуальное, поэтому не планируем и не спекулируем на тему подобных мероприятий.
Родственники моего мужа Дмитрия живут в Израиле, и в разгар боевых действий мы переписывались с семьей Игоря Барака, после чего договорились о разрешении исполнить текст песни «Кохани». Всем было морально тяжело. И нам в соцсетях стали писать разные люди из Израиля: «Девочки, пойте громко на украинском языке, чтобы услышал весь мир!» Это поможет защитить нас!”
Это еще раз доказывает, что культура является мощным оружием, и мы всегда подчеркивали, что культура сохраняет и передает самобытность всех народов. Интерес к этой программе возрос только в контексте войны. Например, наши фильмы на идише смотрит большая аудитория по всему миру, и нас приглашают выезжать за границу и гастролировать, потому что нам нужно поддерживать тех, кого несправедливо пытаются «замолчать».
мы никогда не поем Хава Нагилу
— Изменилось ли ваше личное отношение к этой программе в результате израильской войны?
– Наша программа имеет более сильные связи с Украиной, чем с Израилем. К сожалению, история Украины и евреев связана и с ужасными катастрофами, постигшими нас в прошлом, некоторые из которых, как ни страшны, продолжаются и по сей день. Европейские евреи пережили тяжелое потрясение в 20 веке, практически уничтожив свою идишкейтскую культуру, оставив лишь небольшие фрагменты, в основном во время иммиграции. Еврейские погромы начала нынешнего века, Холокост и открытые теракты советской власти против евреев, начавшиеся сразу после Второй мировой войны, не только уничтожили всю цивилизацию и ее представителей, но и фактически уничтожили нашу стертую историю память о. И сегодня, когда Украина пытается перестроить свое сознание, самосознание и положение в мире, для нас очень важно восстановить память о культуре, которая является частью нас и обогатила нас.
Мы собираем свой репертуар именно через призму украинско-идишских связей и, видимо, поэтому никогда не поем «Хава Нагила», которая стереотипно используется для репрезентации темы еврейства. Во-первых, оно написано на иврите, а во-вторых, исключает песни, которые несут особый отпечаток на нашей собственной репутации.
— После выхода программы «Моя еврейская душа» есть ли у вас планы по дальнейшему расширению программы еврейских песен или вы планируете переключиться на что-то другое, чтобы глубже развивать ретро-направление?
— Программа песен на идише постоянно расширяется и приобретает новые краски. Каждый новый концерт – это какая-то наша премьера. Еще я продолжаю смотреть украинский фольклор, и это очень вдохновляет. И конечно, мы продолжаем работать в ретро-направлении. Это наша стихия.
Также мы мечтаем вернуться на сцену программы «Моя еврейская душа» в рамках проекта «Моя Украина». Потому что это было что-то действительно необычное и особенное для нас и для зрителей. Некоторые фанаты приходили посмотреть его пять или шесть раз.
Сын больше всего боится потерять дом и нас – это больно понимать
— Женщины с детьми могут покинуть Украину, но почему они вернулись и в какую страну уехали с сестрой и детьми?
«Мы с сестрой вместе с детьми и родителями провели первые месяцы войны в Польше, приютившие родственников. Мужчины остались в Украине. Мы не хотели их терять, поэтому все вернулись домой.
В августе 2023 года мы с сыном почти на 6 месяцев поехали в Лондон, и Илья учился там в государственной начальной школе. Но повторюсь, семьям трудно быть счастливыми в отдаленных местах, а есть необходимость и желание работать, тем самым поддерживая нашу страну и давая качественное музыкальное образование нашей молодежи.
— Сейчас многие родители жалуются на дистанционное обучение, говоря, что у их детей ухудшились учебные навыки. Вы когда-нибудь сталкивались с этой проблемой? Что-то в этом не так?
– Лично для нас это большая проблема. Илья прошел программу школы украинского языка дистанционно в Лондоне под моим руководством. Однако совместить и то, и другое очень сложно. Из-за своего возраста и темперамента он не может сосредоточиться на обучении без личного контакта.
Фактически, я арендовал студию и дважды в неделю проводил онлайн-уроки музыки с отцом и учителем моего сына. Но это было очень напряженно и неэффективно. Это усложняют многие факторы, в том числе адаптация к новой среде, экономические аспекты и разница во времени.
Дети моей сестры продолжают посещать школу в Украине и постоянно учатся офлайн.
Маленький Илья уже хочет стать композитором, как его отец
— Чем отличается образование здесь и в Европе? Разве не стоило остаться там ради образования моего сына?
— Это сложный вопрос. Прежде всего, стоимость обучения и проживания за рубежом слишком высока, чтобы мы могли себе это позволить. Это объективно. Во-вторых, семьи привыкли к определенному интенсивному обучению, где основной упор делается на дополнительную внеклассную деятельность, что позволяет ребенку развиваться более динамично и быстро. За границей детей вообще не обременяют, пока они не закончат школу, а все сферы, включая спорт и творчество, очень примитивны и непропорционально дороги.
Что мне действительно понравилось в Англии, так это условия для социальной адаптации детей, созданные учителями, родителями и учениками. Это морально зрелое общество, в котором развитие характера легко.
— Ваш муж композитор, как вы думаете, будет ли ваш сын в будущем заниматься музыкой, или, наоборот, вам бы хотелось, чтобы он занимался чем-то принципиально другим?
«Сын всегда пойдет по стопам отца» и семьи в целом. Например, сольфеджио ему также преподавала его прабабушка, легендарный педагог в области теории, воспитавшая несколько поколений музыкантов. Оба дедушки – музыканты и всегда работают со своими внуками. Мой отец также дает уроки дома. Илья уже сказал, что хочет стать композитором! Но мне было бы все равно, если бы мой сын в конечном итоге выбрал что-то другое. Я согласен с философией моего отца. «Главная задача родителей – предоставить своим детям разностороннее образование и возможности, ведь это основа жизни”.
Мой сын сильно переживал, пока меня не было, и до сих пор это помнит
— Что вам понравилось в стране, в которой вы побывали, и что могло вызвать негативные эмоции?
— Как и у большинства временно перемещенных лиц, несмотря на нахождение в безопасном месте, самые негативные эмоции вызывала удаленность от дома и чувство беспомощности. Быть не на своем месте утомительно.
Окончательное решение европейского общества, в котором каждому населению государство дает четкие рамки для его деятельности и выживания, пугает во всем мире. Это гарантирует безопасность, но ограничивает рост и лишает импровизации. Везде есть плюсы и минусы. Важно лишь то, какой из них подходит именно вам.
— Как вы справляетесь с частыми переживаниями и как на них реагирует ваш сын?
— Здесь есть какое-то противоречие. Человек, уже проведший большую часть своей жизни на войне или выросший во время войны, воспринимает эти реалии спокойнее… Сын как будто вообще не обращал на это внимания. С ним я чувствую себя в безопасности. Однако то, что он очень слаб, выявили определенные обстоятельства. Еще ночью был обстрел, особенно когда он с большим шумом пролетал над нашим домом… Сын и отец убежали, а я остался ненадолго. Пока меня не было, мой сын находился в состоянии сильного стресса и до сих пор это помнит. Он сказал, что больше всего на свете боится потерять свой дом и тебя. Это больно понимать.
Новогодние корпоративы уже в прошлом
— Кто является руководителем вашего дуэта и принимает окончательные решения? — Вы как старшая сестра или как решаете спорные вопросы?
– Мы работали в команде с Дмитрием Саратским и научились бесконфликтно решать все стратегические и творческие задачи. Однако, когда возникают разногласия, мы обсуждаем и идем на компромисс, чтобы разрешить их совместно. Мы все документируем, потому что у нас в рамках проекта деловые отношения, а не семейные.
Но сам дуэт не может иметь лидера. Дуэт – это гармоничное сочетание двух разных людей.
В дуэте нет лидера
— Год назад украинский шоу-бизнес казался практически уничтоженным, поскольку большинство артистов давали мало коммерческих концертов. Корпоративы вернулись, но получили ли вы приглашение на частную новогоднюю вечеринку в 2024 году?
— Корпоративный рынок практически исчез. Его заменили билетные концерты и гастроли популярных артистов. Отрасль быстро меняется, как и запросы общественности. Это тема для другого обсуждения.
Однако наша программа — нишевый некоммерческий продукт. Ему трудно продвигать себя, потому что он слишком утончен и эстетичен. И чтобы такие продукты были признаны, их необходимо последовательно поставлять и координировать. Таким образом, постепенно формируются предпочтения и появляются альтернативы ситуации.
Естественно, мы работаем на самых разных мероприятиях: от свадеб и бар-мицв до Пурима и концертов в зале «Менора Центр». Важно, чтобы песни, которые мы исполняем, не остались в памяти предыдущих поколений или на старых пластинках. Они имеют право жить сегодня.
— Кстати, какой Новый год вас сейчас чаще всего приглашают встречать: 31 декабря или Рош ха-Шана?
— Мы еще не спели Рош ха-Шана, а громкие новогодние корпоративы уже закончились.
В рамках проекта у нас деловые отношения, а не семейные, поэтому мы все документируем
— Насколько смена репертуара изменила публику?
— Если брать статистику нашего YouTube-канала, то это в первую очередь аудитория старше 50 лет в Америке и Израиле. Учитывая репертуар, это логичный показатель. Однако на концерте присутствуют также семьи с детьми и пожилые люди. Его можно ощущать как мощную объединяющую силу, независимо от национальности, возраста и религии. Мы не боимся перемен. За годы работы мы отточили свое профессиональное мастерство и полностью вписались в выбранный нами материал.
Подпишитесь на наш Telegram-канал, чтобы не пропустить важные новости. Вы можете подписаться на наш Viber-канал здесь.