Ощадбанк заблокировал карту пенсионера-переселенца: что решил суд

0
152

Ощадбанк заблокировал карту пенсионерки-мигранта: что решил суд

Поселенец потребовал разблокировать карту

В октябре 2019 года судья Константиновского районного суда Донецкой области выясняла, были ли у госбанка основания оставлять пенсионерку без доступа к деньгам

В начале марта 2019 года пенсионер-мигрант получил сообщение от Ощадбанка о том, что его счет заблокирован. Мужчина решил проверить и попытался снять деньги в банкомате. Но все бесполезно — средств не было.

Выяснилось, что мигранта не идентифицировали, поэтому банк лишил его возможности пользоваться платежами.

Мужчина посчитал такие действия банка незаконными. По его словам, в подписанных им условиях оказания банковских услуг не было указано, что банк имеет на это право.

«Ни один закон, регулирующий деятельность банковских учреждений и выплату социальной помощи вынужденным переселенцам, не дает банку права блокировать счет в связи с неидентификацией клиента», — считает пострадавший клиент.

Такого закона может и не было, но было постановление Кабинета Министров от 5 ноября 2014 г. № 637 «Об осуществлении социальных выплат вынужденным переселенцам». Они действуют сегодня.
Этот указ обязывал мигрантов, получающих выплаты, в том числе пенсии, регулярно приходить в отделение Ощадбанка для проверки. Если этого не сделать, средства на счете будут заблокированы.

Мужчина был уверен, что указ еще не был законом, поэтому его права не имели права ограничивать. Чтобы доказать это, он обратился в суд.

Что было в суде

Мужчина попросил разблокировать его аккаунт и возместить за это моральный ущерб. В ответ на это в Ощадбанке напомнили, что действовали в соответствии с решением правительства, поэтому нарушения с их стороны не было.

Судья выслушал всех и разложил рассказ «по полочкам». Выяснилось, что мужчина был зарегистрирован как мигрант в середине октября 2014 года. В данном случае это была справка из отдела социальной защиты Константиновского горсовета.

После этого мужчина отправился в отделение Ощадбанка и получил там электронное пенсионное удостоверение. Это «два в одном» — и пенсионное удостоверение, и банковская карта. Кроме пенсии из нее можно получать и другие выплаты.

Как и банковская карта, электронное пенсионное удостоверение действует три года при условии, что пенсионер лично придет в любое отделение Ощадбанка для идентификации. В первый год это нужно было делать раз в полгода, потом раз в год.

Если пенсионер вовремя не прошел обязательную идентификацию, карта автоматически блокируется для платежей, о чем пенсионер получает смс. Что случилось с героем этой истории. Разблокировать карту можно только после того, как пенсионер лично посетит отделение для идентификации.

Поэтому судья признал, что, ограничив доступ к денежным средствам, Ощадбанк действительно ничего не нарушил. Если банк не виноват, то нет причин возмещать мужчине моральный ущерб. Такое решение в октябре 2019 года приняла Елена Белостокская, судья Константиновского городского районного суда Донецкой области.

Тысячи переселенцев не могут получить пенсионное удостоверение

Как сообщал сайт «Свой.город», с начала полномасштабного вторжения Ощадбанк прекратил выпуск электронных пенсионных сертификатов (ЭПП).

Выяснилось, что внутренне перемещенные лица, прошедшие регистрацию до начала полномасштабного вторжения, могут получить только электронное пенсионное удостоверение, согласно постановлению Кабинета Министров от 5 ноября 2014 г. № 637.

— Ситуация с пенсионными сертификатами доходит до абсурда. На прошлой неделе на телефон SOS Донбасса (0 800 309 110) поступил звонок: пожилая женщина обратилась в пенсионный фонд, где ей сказали, что не могут сделать электронное пенсионное удостоверение, так как Ощадбанк сейчас их не производит по техническим причинам. В ПФУ сделали бумагу, но сказали, что не могут ее оформить, потому что не имеют на это права по действующему законодательству», — пояснила юрист «SOS Донбасса» Тая Аврам.

На самом деле те, кто стал мигрантами после 24 февраля 2022 года, не сталкиваются с этой проблемой. Они могут обратиться в любой другой банк и получить там пенсионную карту.

«Переселенцы остаются без документа, подтверждающего назначение им пенсии. И неважно, обращаются ли они за электронным пенсионным удостоверением впервые или взамен поврежденного или утерянного, или когда истекает срок действия предыдущего пенсионного удостоверения. Что отвечает Сбербанк: «Ждать возобновления выдачи или получить обычную карту для расчетов», — описывает ситуацию юрист.

Для ускорения решения проблемы специалисты рекомендуют обращаться на одну из горячих линий:
Телефон правительства: 15-45 (во время звонка отмечается, что вы должны отправить жалобу в Министерство социальных дел).

  • Горячая линия Минсоц 1539 .
  • Министерство реинтеграции: 1648.
  • Горячая линия Уполномоченного по делам внутренне перемещенных лиц: (066) 813 62 39.
  • Пенсионный фонд Украины: 0(800) 503 753.
  • Аппарат Уполномоченного Верховной Рады по правам человека: 0(800) 501 720.

Информатор сообщил, что Ощадбанк отказался открывать пенсионный счет из-за подозрений в финансировании терроризма.

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ

БОЛЬШЕ НОВОСТЕЙ