Соответствующее письмо также получили премьер-министр Денис Шмигаль и офис президента, сообщает УП
Документом предусмотрены изменения по очередности внедрения с 3 месяцев до шести месяцев, одного года и 18 месяцев
Украина должна продолжить серию реформ, чтобы предоставить ей военную помощь США. Объем нововведений и сроки их внедрения были одобрены Белым домом. По данным УП, письмо с подробностями уже отправлено в Координационную платформу доноров и лично Премьер-министру Украины Денису Шмыгалю и в Офис Президента Украины.
Как сообщает «Украинская правда», письмо отправил Майк Пайл, помощник советника Белого дома по национальной безопасности по международным экономическим вопросам. В документе указаны изменения по очередности внедрения: 0-3 месяца, 3-6 месяцев, один год, 18 месяцев.
Они касаются работы наблюдательных советов госпредприятий, органов по борьбе с коррупцией (САП, НАБУ, НАПК), Высшего совета юстиции и судебной ветви власти в целом. В качестве приоритетов в течение года также названы изменения в работе Министерства обороны Украины и всех правоохранительных органов.
Вот полный перевод письма, опубликованного «Украинской правдой», со списком приоритетных реформ, связанных с условиями предоставления помощи со стороны США:
1. Реализация Положения о РЭМИТ: не позднее 1 апреля 2024 года. Национальная комиссия по государственному регулированию в сфере энергетики и коммунального хозяйства утверждает порядок, объем и периодичность предоставления информации об оптовой торговле энергоносителями, связанной с законодательством, для обеспечения достоверности и прозрачность оптового рынка электроэнергии (РЕМИТ).
2. Наблюдательный совет государственных предприятий (ГП) *Условие макрофинансовой помощи со стороны ЕС:
- Ввести по седьмому члену от представителей Укрэнерго и Нафтогаза;
- Завершить законодательный процесс регистрации «Энергоатома» и избрать независимый представительный совет;
- Передача ОГТСУ в собственность Минэнерго, принятие новой формы компании и избрание нового независимого представительного совета *Критерии структуры МВФ;
- Принять Закон о корпоративном управлении ГП (законопроект 5593-d) в соответствии с рекомендациями ОЭСР к осени 2023 года, чтобы обеспечить прозрачное и основанное на заслугах выдвижение, отбор и повторное назначение высококвалифицированных независимых специалистов на должности членов наблюдательных советов ГП и ввести процедуру оценки наблюдательных советов (предотвращает произвольное отстранение членов наблюдательных советов);
- Выбрать и представить новый представительный совет вновь созданного ДЦ «Оборонная промышленность Украины» (ранее «Укроборонпром») в соответствии со стандартами ОЭСР.
Приоритет на 0-3 месяца
- Укрепить Специализированную службу по борьбе с коррупцией (САП):
один. Верховная Рада примет закон о реформировании Специализированной прокуратуры по коррупции (САП) в соответствии с параметрами структурного критерия МВФ. Закон должен включать положения о: (а) совершенствовании процедур отбора руководителя и ключевых должностных лиц САП для обеспечения прямого и значимого участия независимых экспертов в организации конкурса; (б) расширить возможности SAP по регулированию своей организационной деятельности; и создание механизмов дисциплины и подотчетности для руководства SAP (включая оценку эффективности и периодические внешние аудиты, проводимые внешними экспертами с международным опытом). *Критерий МВФ на конец декабря. B b. Внести изменения в законодательство, разъясняющие отношения между главой САП и Генеральным прокурором для усиления процессуальной независимости САП в их делах, а также наделить САП отдельными полномочиями по вопросам экстрадиции и взаимной правовой помощи (MLAT). - Национальному антикоррупционному бюро Украины (НАБУ): Увеличить количество следователей минимум на 300 человек; усилить судебно-медицинский потенциал НАБУ в соответствии с международными стандартами и гарантиями; сформировать общественный наблюдательный совет; дать НАБУ право на перехват; сохранить независимость НАБУ и исключительные полномочия по расследованию громких коррупционных дел.
- Восстановить требования к раскрытию активов и финансовой отчетности: принять законопроект Палаты представителей 8071, который восстанавливает обязательное раскрытие активов для всех государственных служащих и судей, включая все отчеты за 2021 и 2022 годы, чтобы способствовать большей подотчетности. Возобновить публикацию информации о финансовой деятельности политических партий. Упростить систему декларирования богатства путем интеграции ее с другими базами данных и реестрами в соответствии с юридическими обязательствами государственных должностных лиц подавать правдивые и своевременные декларации. *Структурный критерий МВФ.
- Национальное агентство по предотвращению коррупции (НАПК): Обеспечить независимые, прозрачные, конкурентные и своевременные выборы нового главы НАПК на основе проверки независимости, компетентности и добродетели в соответствии со стандартами ОЭСР.
-
Завершить перезапуск Высшего совета юстиции (ВСЮ): Создать службу дисциплинарных инспекторов при непосредственном и конструктивном участии независимых экспертов, обеспечив избрание высококвалифицированных инспекторов, добродетельных, профессиональных и с надлежащим вознаграждением, и восстановить дисциплину). *Условие макроэкономической помощи со стороны ЕС.
Приоритет на 3-6 месяцев
- Высший антикоррупционный суд (ВАС): Внести поправки в законодательство, чтобы увеличить количество судей и разрешить рассмотрение некоторых дел индивидуально, а не коллегией из трех судей, что будет способствовать справедливому и эффективному рассмотрению растущего числа дел о коррупции.
- Национальный антимонопольный комитет Украины: Не позднее 1 января 2024 года Антимонопольный комитет Украины введет обновленные процедуры рассмотрения заявлений о концентрации и проведения проверок антиконкурентных действий, связанных с нарушениями антимонопольного законодательства (Закон 5431).
- Создать Высший административный суд Украины (ВАСУ): Принять закон о создании нового специализированного суда для рассмотрения административных дел против государственных учреждений, укомплектованного должным образом проверенными судьями, после ликвидации Киевского окружного административного суда.
- Реформирование Верховного суда (ВСУ). Проверьте добродетель нынешних судей Верховного суда в громких делах о коррупции, в которых участвуют бывший председатель Верховного суда и Большая палата Верховного суда, а также изберите новых судей Верховного суда для заполнения вакансий через прозрачный процесс с участием независимых экспертов и гражданского общества.
Приоритеты на год
- Укрепить Агентство по отслеживанию и управлению активами (ARMA): Внести поправки в Закон ARMA, чтобы обеспечить открытый, конкурентный и основанный на заслугах отбор руководства с обязательной проверкой заслуг. Обеспечить проведение нового конкурса на руководящую должность в течение одного года. Повысить эффективность и прозрачность управления и распоряжения арестованными и конфискованными активами в ARMA или других государственных органах, на которые возложена эта функция.
- Возобновить отбор и квалификационную оценку судей в рамках новой Высшей квалификационной комиссии судей (ВККС) при активном участии Общественного совета добродетели (ОСД): Внести изменения в законодательство для улучшения отбора судей путем оптимизации этапов конкурса, пересмотреть продолжительность обязательной подготовки судей, утвердить и объявить нормативные правовые акты, включая четкие критерии оценки и методику выставления оценок. Поддержите возобновление отбора судей для заполнения ок. 2000 вакантных судейских должностей и квалификационная оценка ок. 1500 активных судей со значительным участием из восстановленного GRD. *Условие макроэкономической помощи со стороны ЕС
- Реформа Конституционного Суда Украины (КСУ): Реализация принятого Закона № 3277-IX путем создания консультативной группы экспертов при активном участии экспертов Венецианской комиссии, ЕС и США, а также поддержка процесс оценки кандидатов на должности судей в ККУ. *Принятие Закона №3277 было одним из семи требований для начала процесса вступления Украины в ЕС.
- Реализация программы либерализации тарифов на природный газ и электроэнергию: реализация плана действий, направленного на либерализацию тарифов на газ и электроэнергию, чтобы лучше обеспечить энергосбережение и финансовую устойчивость компаний и операторов, одновременно разрабатывая схемы адресной поддержки для уязвимых потребителей в связи с реформой электроэнергетики. Принять меры по дальнейшей либерализации цен на газ и электроэнергию, а также подготовиться к развитию зеленой энергетики и интеграции энергосистемы Украины и ЕС. Сопровождать процесс либерализации механизмами социальной защиты, чтобы смягчить воздействие на более бедные слои населения.
- Укрепить Счетную палату Украины (САУ) и Государственную аудиторскую службу Украины (ГАСУ): Внести изменения в законодательство, которые будут способствовать большей прозрачности и подотчетности во время послевоенного восстановления Украины путем укрепления независимости и профессионализма этих двух учреждений. Обеспечивать независимый, прозрачный, конкурентный и своевременный отбор членов Совета директоров РПУ, контролировать их независимость, компетентность и добросовестность. Укрепить полномочия РПУ по аудиту местных органов власти, государственных предприятий и государственных закупок.
- Министерство обороны (МО):
- Реформировать процессы и процедуры закупок вооружений и государственных закупок в соответствии со стандартами НАТО по прозрачности, подотчетности, эффективности и конкуренции в оборонных закупках без ущерба для боеспособности страны.
- Принять Поправку 4210 ко Всеобъемлющей национальной безопасности, которая направлена на усиление демократического гражданского контроля и надзора за вооруженными силами, модернизацию систем командования и управления в соответствии с принципами НАТО, а также преобразование процессов командования и управления и планирования обороны для улучшения оперативной совместимости с НАТО.
- Трансформировать системы военного планирования и управления ресурсами для повышения прозрачности, борьбы с коррупцией и улучшения оперативной совместимости с НАТО.
- Реорганизовать процессы и процедуры военных закупок и государственных контрактов в соответствии со стандартами НАТО по прозрачности, подотчетности, эффективности и конкурентоспособности в сфере оборонных закупок.
- Модернизировать системы управления персоналом и военного образования в соответствии с принципами, стандартами и доктринами НАТО.
- Инвестиции в программы «Женщины, мир, безопасность» (WPS).
Приоритет на 18 месяцев
- Начать реорганизацию Бюро экономической безопасности Украины (БЭС): Провести открытый, конкурсный и основанный на заслугах отбор нового руководства и обязательную переаттестацию персонала БЭС. Создайте заслуживающий доверия дисциплинарный комитет и замените сотрудников, не соответствующих этическим и профессиональным стандартам.
- Служба безопасности Украины: принять законопроекты о реформировании, а затем реструктуризации Службы безопасности Украины (СБУ), в частности, ограничивая правоохранительные полномочия СБУ контрразведкой, контрразведывательной деятельностью, кибербезопасностью и борьбой с терроризмом. Провести этическую и профессиональную аттестацию лиц, претендующих на работу в СБУ (и ресертификацию тех, кто уже работает в СБУ). Создайте заслуживающий доверия дисциплинарный комитет и замените сотрудников, не соответствующих этическим и профессиональным стандартам. Жесткий парламентский и гражданский надзор за деятельностью СБУ. Реструктуризировать процесс запроса законного перехвата данных (прослушки) и предоставить другим ведомствам возможность осуществлять законный перехват данных отдельно от СБУ. Внедрить прозрачный процесс подбора руководителей с значимым и постоянным международным участием.
- Минстратегии / «Украинская оборонная промышленность» (ранее «Укроборонпром»): Создать представительный совет ДЦ «Украинская оборонная промышленность» (UDI), который будет соответствовать стандартам Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) , в том числе с участием иностранных экспертов по вопросам обороны. Укрепить межведомственную связь (например, отделы связи и закупок) с органами планирования в Меморандуме о взаимопонимании и Генеральным штабом, чтобы обеспечить правильное функционирование OPP в соответствии с насущными потребностями страны. Внедрять стандарты НАТО по прозрачности, подотчетности, эффективности и конкуренции в секторе оборонной промышленности. Ввести процедуры прозрачности (даже с учетом требований секретности военного времени), чтобы обеспечить возможность дальнейшего аудита и избежать даже видимости политических или коррупционных практик в оборонном производстве.
- Национальная полиция Украины (НПУ): Внедрить прозрачную систему подбора кадров и карьерного роста на основе профессиональных достижений. Ужесточить внутренние следственные подразделения и Генеральную инспекцию НПУ, вывести подразделения Генеральной инспекции из-под контроля регионального руководства. Расширить юрисдикцию патрульной полиции по районам и заменить районные подразделения патрульной полиции. Внедрить современные и практические учебные модули по всем аспектам подготовки полицейских.
- Полная реформа Генеральной прокуратуры (ОГП): Завершить этическую и профессиональную сертификацию лиц, подающих заявление на получение прокуратуры (и повторную сертификацию тех, кто уже работает в ОГП). Создайте заслуживающий доверия дисциплинарный комитет и замените сотрудников, не соответствующих этическим и профессиональным стандартам. Ввести систему оценки важности дела для согласования с очередностью в распределении дел.
- Государственная таможенная служба (ГТС): Разработка и реализация комплексной стратегии таможенной реформы, включая гармонизацию нормативной базы с законодательством ЕС (включая криминализацию крупномасштабной контрабанды), упрощение и оцифровку таможенных правил, а также внедрение инструментов борьбы с коррупцией. Провести этическую и профессиональную аттестацию лиц, претендующих на работу в таможенную службу (и переаттестацию лиц, работающих в ней). Пересмотреть процесс отбора руководства TCU, чтобы обеспечить прозрачный и основанный на заслугах процесс, включающий конструктивное участие международных экспертов. Создайте заслуживающий доверия дисциплинарный комитет и замените сотрудников, не соответствующих этическим и профессиональным стандартам. Реорганизовать и укомплектовать отдел внутренних расследований Шведского налогового агентства. *Меморандум об экономической и финансовой политике МВФ
- Государственная пограничная служба (ГБСУ): Установить безопасный и надежный обмен информацией между Государственной пограничной службой и пограничными службами стран ЕС для повышения эффективности трансграничного перемещения людей и торговли. Улучшите процессы отчетности о происшествиях и транспортных потоках (людях и товарах) и бизнес-приложения, чтобы обеспечить точную статистическую отчетность для общественности. Улучшить процессы сообщения о коррупции, в частности обеспечить защиту граждан, сообщающих о нарушениях в работе службы.
- Генеральные инспекторы по реконструкции: Пересмотреть и принять довоенное законодательство о создании Генерального инспектора в каждом центральном министерстве, участвующем в реконструкции, с полномочиями (1) передавать уголовные дела в НАБУ или другие соответствующие антикоррупционные следственные органы для предотвращения и (2) выявлять и предотвращать растраты, мошенничество и злоупотребления в министерствах.
Прогнозы экономической ситуации в Украине
В МВФ отмечают, что основные факторы, влияющие на 2022 год, могут продолжить действовать и в последующие годы. В частности, это жесткая денежно-кредитная политика центральных банков в попытке обуздать инфляцию. И ограниченные бюджетные резервы для смягчения шоков на фоне исторически высокого уровня долга, роста цен на сырьевые товары и «геоэкономической фрагментации», возникшей в результате полномасштабного вторжения России в Украину, а также открытия экономики Китая.
Международный валютный фонд в своем докладе «Перспективы мировой экономики» вновь оставил прогноз для Украины на период после этого года. Даже в утвержденной в конце марта программе EFF он дал прогноз до 2027 года. «Для Украины все прогнозы на 2024-2028 годы опущены из-за крайне высокой степени неопределенности», — отметили в фонде в WEO.
экономист Сергей Фурса отметил, что украинская экономика во время войны упала на 25% по сравнению с результатами 2021 года. Но это гораздо меньше, чем мы могли ожидать. Реформы, проведенные после 2014 года, и западная помощь, которая была гарантирована Украине на 4 года, помогли сохранить ситуацию. В целях сдерживания инфляции Сергей Фурса прогнозирует, что НБУ в ближайшее время снизит учетную ставку.