В конце прошлого года Пентагон прекратил полеты и поставки истребителей пятого поколения F-35, а также двигателей F135. Причиной стал так называемый «гармонический резонанс», из-за которого F-35 разбился возле завода Lockheed Martin в Техасе при посадке. Спустя полгода все американские истребители были модифицированы, но причина «гармонического резонанса» до сих пор не установлена.
Что известно
Проще говоря, «гармонический резонанс» — это вибрация, которая разрушает топливопроводы двигателя. Сбитый F-35 в Техасе — не первое проявление проблемы. Из-за вибрации истребитель был выведен из строя еще в марте 2020 года, т.е почти за три года до инцидента возле предприятия Lockheed Martin.
Insiden di Fort Worth, Texas libatkan pesawat F-35B (VSTOL). Pilot ejected. pic.twitter.com/YFT8k7FQi7
— Defence Security Asia (@defence_asia) December 16, 2022
Офис программы F-35 и Pratt & Whitney нашли временное решение. Силовые установки F135 получили «дыру», которая «снижает вероятность потери управления двигателем» в случае выхода из строя топливопровода из-за вибрации. Несмотря на это, Министерству обороны США пока не удалось выяснить, в чем причина «гармонического резонанса».
В начале мая все американские F-35 получили «обновленные» двигатели. Правительство и отраслевая команда продолжают работать над передачей всех истребителей, поставки которых были задержаны из-за проблемы с вибрацией двигателя.
17 февраля 2023 года Pratt & Whitney получила разрешение на возобновление поставок силовых установок F135. Lockheed Martin смогла возобновить поставки F-35 Lightning II примерно через месяц. Ожидается, что отставание будет полностью устранено к началу лета.
В то время как Пентагон продолжает исследовать проблемы с двигателем, боевая готовность американских F-35 остается ниже целевого уровня 70% для F-35A и ниже 75% для моделей B/C. В апреле боеспособность всех американских F-35 составляла 56%.