По образцу Израиля: возобновить авиасообщение в Украине можно до окончания войны

0
110

По образцу Израиля: возобновить авиасообщение в Украине можно до окончания войны

Чтобы «открыть небо», нужно приложить много усилий, но возможно

Украине есть чему поучиться на опыте авиаперевозок перед лицом постоянной угрозы

Ryanair говорит, что рассматривает возможность возобновления полетов до конца этого года, а для обеспечения безопасности пассажиров предлагает использовать опыт Израиля. Тель-Авив постоянно находится в состоянии войны, но благодаря сочетанию мощной системы ПВО и мер внутренней безопасности поддерживает воздушное сообщение со всем миром. Украина вполне может повторить этот опыт, но ключевым является наличие на вооружении западных истребителей, которые обеспечат безопасность всей территории Украины и защитят гражданские самолеты в воздухе.

Ryanair заявляет, что работает над этим

Бюджетная авиакомпания Ryanair рассматривает сценарий возобновления полетов гражданской авиации над Украиной до конца этого года, не дожидаясь окончания войны. Об этом сообщил генеральный директор Ryanair Майкл О’Лири в интервью агентству «Интерфакс-Украина».

«Мы рассматриваем два плана: один, когда война закончится и все откроется через день-два. И второе, скорее всего, согласно которому мы можем запланировать небольшое количество рейсов в конце этого года», — сказал О’Лири.

Речь идет о запуске рейсов из Киева и Львова, а если позволят условия, то и из Одессы. Компания полагает, что сначала возобновит ограниченное количество рейсов в европейские города: Варшаву, Краков, Берлин, Франкфурт-на-Майне, Милан, Рим, Лондон, Брюссель, Амстердам, Париж и др.

«Два аэропорта не повреждены и готовы начать работу и завтра. Они есть в Киеве и Львове. Мы верим, что очень скоро будет доступен и одесский аэропорт, — выразил надежду О’Лири.

Из Киева полеты изначально запланированы в 25 городов, из Львова — в десять, а из Одессы — в пять. В компании считают, что это возможно, используя опыт Израиля. Ryanair консультируется с израильскими экспертами по организации работы. Чтобы претворить план в жизнь, требуется много работы и миллиарды долларов.

Как это организовано в Израиле

В Израиле с момента основания страны практически никогда не прекращалось военное положение, меняются враги, но постоянная угроза остается. Однако в стране есть такая особенность нормальной жизни, как гражданские полеты. Враги часто прибегают к терроризму, когда даже убийство нескольких мирных жителей считается успешной операцией, поэтому израильские специалисты по безопасности подошли к проблеме комплексно и имеют свои наработки.

Когда говорят об израильской ПВО, в первую очередь упоминают «Железный купол» — знаменитую систему, предназначенную для уничтожения ракет и беспилотников, которые могут угрожать городам. Также необходимо обеспечить безопасность полетов, ведь самолеты наиболее уязвимы, когда они находятся на земле. «Железный купол» может поражать цели на расстоянии от 4 до 70 км, и система сама выбирает, какие из них представляют угрозу, а какие должны упасть в пустоши. Пусковая установка может запустить до двадцати ракет одновременно.

По образцу Израиля: возобновить авиасообщение в Украине можно до окончания войны

«Железный купол» приспособлен для уничтожения дронов и примитивных ракет. Фото: ФМТ

Следует отметить, что даже в случае успешного уничтожения ракеты «Град» системе приходится иметь дело с самодельными ракетами и беспилотниками-террористами, которые, конечно, намного проще, чем те же российские Х-55. При этом Израиль намного меньше Украины, поэтому у них меньше летное время: до Ашкелона они летят за 45 секунд, до Беэр-Шевы за 60 секунд, до Тель-Авива за 90 секунд.

Помимо «Железного купола» есть еще американо-израильская система «Хетц» («Стрела»). Он был специально разработан для защиты от баллистических ракет. Когда создавали эту систему, хотели, чтобы она превзошла по своим характеристикам американский зенитно-ракетный комплекс Patriot. Ракета-перехватчик комплекса является гиперзвуковой, а все ее компоненты мобильны и могут перемещаться в подготовленные места для затруднения реализации противником.

На вооружении Израиля также находится «Кела Давид» («Праща Давида») — это одна из последних американо-израильских разработок, которая также должна заменить «Пэтриот». Он предназначен для перехвата самолетов, беспилотников, тактических баллистических ракет средней и большой дальности, а также крылатых ракет противника на расстоянии от 40 до 300 км. «Праща Давида» поступила на вооружение в 2017 году и уже зарекомендовала себя, уничтожая сирийские баллистические ракеты.

Для парирования угрозы сбития в воздухе ПВО должно быть мобильным. По примеру НАТО Израиль активно использует для этого авиацию. Армия обороны Израиля имеет на вооружении системы класса «воздух-воздух», такие как Rafael Python-5. Они запускаются с израильской копии французского самолета «Мираж» и копий американских F-15I Ra’am («Гром») и F-16I Sufa («Шторм»). Эти ракеты могут быть выпущены по цели вне зависимости от направления полета самого самолета-носителя.

Чтобы сделать невозможным сбитие самолета из переносного зенитно-ракетного комплекса типа «Игла», была разработана система противодействия, устанавливаемая непосредственно на гражданские самолеты. Ему было дано общее название DIRCM, что означает Directional Infrared Countermeasures. Система состоит из радиолокационного датчика и лазера. Когда DIRCM обнаруживает, что на него нацелена ракета ПЗРК, лазер вводит в заблуждение систему наведения ракеты, делая невозможным отслеживание самолета-мишени. Это намного эффективнее, чем тепловые ловушки

Кроме того, в израильских аэропортах действует строгая система безопасности. Любого подозрительного человека можно вытащить прямо из очереди в самолет и долго и нудно проверять, выискивая противоречия в его рассказе. Это позволяет избежать терактов.

«Мы начинаем отслеживать всех въезжающих в аэропорт с момента прохождения ими первого контрольно-пропускного пункта на въезде до момента выхода из аэропорта или посадки в самолет. На каждом этапе движения пассажира, помимо отслеживания его перемещений, используется широкий спектр оборудования: металлоискатели, сканеры, газоанализаторы, — говорит Итай Алон из Института аэрокосмических стратегических исследований Фишера.

В принципе, все возможно

Нет сомнений, что Россия попытается сорвать планы по организации полетов, хотя бы в чисто пропагандистских целях. Но при поддержке Запада вполне возможно воспроизвести систему безопасности, подобную израильской. Над Киевом уже создана трехуровневая система ПВО, то же самое можно воспроизвести и для Львова, а до линии фронта еще достаточно далеко. Что касается Одессы, то можно не сомневаться, что ПВО вокруг города в ближайшее время будет усилено, особенно с учетом того, что Путин пытается уничтожить порт.

Мобильные группы даже не нужны для уничтожения беспилотников над аэропортами, ведь известно, куда эти БПЛА будут летать, поэтому для этого есть средства ПВО малой дальности, типа новейших Gepard II, или Skynex, которые Rheinmetall поставляет в Украину. Установки типа «Патриот», которые будут выполнять функции «Шкуры Давида», стоят дорого, но привлечь их вполне возможно, тем более, что Германия пообещала два таких на саммите НАТО в Вильнюсе. Поиск DIRCM для относительно небольшого количества самолетов, которые Ryanair планирует привлечь в Украину, не должен стать сложной задачей, равно как и создание системы безопасности в аэропортах.

По образцу Израиля: возобновить авиасообщение в Украине можно до окончания войны

Патриот доказал свою эффективность в руках украинцев. Изображения из открытых источников

Самое интересное, как решить проблему защиты самолетов от нападения, когда они находятся в воздухе. Чтобы это было надежно, нужны истребители с ракетными комплексами «воздух-воздух». Теоретически Украина имеет на вооружении советские МиГ-29, в том числе модернизированные в странах НАТО. Они могут нести советские ракеты Р-27, Р-73 или украинские ракеты «Гран». Но Р-73 не эффективен в пасмурную погоду, а Р-27Р требует значительного захода на поражение, поэтому даже вражеский БПЛА может стать сложной целью, особенно с учетом их незаметности. Если Россия получит возможность использовать ракеты класса «воздух-воздух» Р-77 с новых МиГ-35, нам будет сложно что-либо противопоставить, ведь эти ракеты летят на дальность до 200 км, будет ли МиГ-35 29-е даже не заметили приближения самолетов противника из-за устаревшей техники.

Ситуацию могут исправить западные самолеты, например F-16. Эта платформа может нести различное вооружение, в том числе натовские ракеты «воздух-воздух» большой дальности, кстати, это модификация той же ракеты, которая используется для уже известной нам норвежской НАСАМС. В варианте F-16 он может поражать самолет противника на расстоянии более 160 км. Вкупе с меньшей воздушной видимостью и лучшей электроникой это создает серьезные проблемы для русских и заставит их дважды подумать, прежде чем приближаться к авиаудару.

Это может произойти быстрее, чем кажется

Госсекретарь США Энтони Блинкен заявил, что потребуется несколько месяцев, чтобы подготовить персонал и оборудование к работе. Тем не менее, министр обороны Алексей Резников считает, что F-16 поступят на вооружение нашей страны уже в следующем году.

По образцу Израиля: возобновить авиасообщение в Украине можно до окончания войны

Пока ВСУ не получат западные самолеты, российская авиация, например МиГ-35, будет серьезной проблемой. Фото: Голая наука

Издание Politico опубликовало материал, в котором утверждает со ссылкой на собственные источники, что США задерживают начало подготовки украинских летчиков. Она не начнется, пока Госдеп не одобрит передачу инструкций по эксплуатации, авиасимуляторов и других учебных материалов. Однако советник по национальной безопасности США Джейк Салливан опроверг эти сообщения, заявив, что Белый дом не будет препятствовать переброске западных самолетов.

Учитывая, что глава Ryanair Майкл О’Лири по определению имеет тесные связи с западными политиками, его заявление о возобновлении полетов до конца года обнадеживает. С другой стороны, решение перевозчика выйти на рынок до окончания боевых действий свидетельствует о том, что Запад ожидает, что война затянется. Ну, в любом случае, это значит, что отказываться от поддержки Украины никто не собирается.

Ранее мы говорили о том, что Ryanair рассматривает два сценария возобновления полетов над Украиной. Мы также говорили о том, как F-16, по словам представителя ВВС Юрия Игната, помогут выиграть войну.

Подпишитесь на наш Telegram-канал, чтобы не пропустить важные новости. Следите за новостями онлайн прямо в мессенджере на нашем Telegram-канале Информатор Live.

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ

БОЛЬШЕ НОВОСТЕЙ