Почему Путин портит работу крупнейшего порта Украины
Страна террора нанесла удар по порту, где уже собралось 2 млн тонн зерна — и все для удовлетворения олигарха Ротенберга
Террористическая Россия больше месяца шантажирует Объединенный координационный центр в Стамбуле, отказывая судам в заходе в крупнейший украинский порт Южный в 30 км от Одессы. Злоумышленник требует запустить аммиакопровод Одесса-Тольятти. На прошлой неделе Президент Владимир Зеленский напомнил об этой ситуации: на тот момент в порту Южный находилось более 1,5 млн тонн сельхозпродукции для 10 стран мира, которые должны быть погружены на 26 судов, которые продолжают ждать в территориальных водах Турции. Что сейчас происходит в гавани и каковы перспективы, выяснял «Информаторен».
Порт заблокировали, раньше его обстреливали
В мае работа Корнинициативы возобновилась. Но Россия продолжает блокировать заход флота в самый глубоководный порт Южный».
- 19 мая были осмотрены 3 судна, которые должны быть загружены в портах Одессы и Черноморска. Россия в одностороннем порядке отказала в досмотре и регистрации судов в порту Южный без объяснения причин.
- 20 мая российская делегация согласилась провести 7 инспекций прибывающего флота в порты Одесса и Черноморск, но провела только 2. Россия вновь исключила все заявленные для порта Южный как из регистрационного списка, так и из списка график осмотра.
- на 21 мая запланировано всего 4 инспекции, но опять же без судов в порту Южный».
Портовики в своем обращении к президенту Зеленскому указали сумму в 50 миллионов долларов — такие расходы — это простой флот для захода в порт Южный».
По словам портовиков, там уже собралось до 2 млн тонн сельхозпродукции для 10 стран мира, а 26 судов вынуждены ждать в территориальных водах Турции разрешения от РФ.
Один из портовиков, работающий грузчиком, сказал, что даже за апрель у них нет полной зарплаты.
«До войны я был королем жизни, потому что в портах обычно нормальные зарплаты. Началась война, порт остался, в августе заработал. Просто, денег нет, потому что за апрель их много набрали», — рассказал мужчина.
Порт уже дважды обстреливался: 25 февраля русские вывели на вход в Южный два иностранных корабля, а в апреле прошлого года выпустили ракеты, которые были уничтожены украинскими ПВО.
Многие сотрудники не понимают, зачем Россия проводит проверки судов и как это могло произойти?
«Украина вырастила урожай, Украина хочет его экспортировать, продать — какого черта? Какие могут быть проверки и недопуски?», — говорит сотрудник.
«Южный» уже собрал около 2 млн тонн сельхозпродукции, которую ожидают в 10 странах мира.
У Украины есть план Б
Еще хуже обстоят дела с водителями грузовиков, которые вынуждены неделями стоять в ожидании разгрузки грузовиков с продовольствием.
«Наша агрокомпания из Киевской области согласилась продать зерно. Чтобы вы понимали, за продажу этого зерна люди должны были платить деньги за акции. Для многих аграриев эти деньги — возможность оплатить использованный зимой газ. В начале мая зерно должно было быть перевезено в порт. Я стоял загруженный в очереди в течение трех недель. Теперь я увольняюсь с работы. Потому что за рулем ты немного зарабатываешь, а быть свободным несколько недель — это около 200 гривен в день. Этой еды не хватит даже на то, чтобы прокормить себя. Мы с ребятами таскаем картошку, спину и таганок с собой — и мы выбрались. В итоге их так и не разгрузили, но место для зерна руководство нашло на одном из элеваторов в Черкасской области. Все разгружено. На месте перекупщики его сейчас просто не покупают — вывезти невозможно, — говорит водитель грузовика Владимир.
По его словам, если проблема с портами не будет решена, осенью Украина развалится, потому что идет новый урожай.
Однако среди сотрудников ходят слухи, что скоро порт вновь откроется. Минсельхоз понимает проблему и уже разработал план «Б».
По словам Николая Сольского, Киев предложит страховые гарантии компаниям, чтобы они продолжали поставки без участия России в новом соглашении. Такой план исключает четвертую сторону (Россию) из зернового соглашения.
Министр сельского хозяйства Украины утверждает, что украинское правительство уже создало специальный страховой фонд ($547 млн) для компаний, чьи суда будут заходить в украинские порты Черного моря в соответствии с новым соглашением.
«Если нас полностью заблокируют, что почти произошло (уже) на самом деле, то перевозчики могут пройти через этот коридор с гарантированной страховкой от нашего правительства», — сказал Сольский.
Именно на это сейчас рассчитывает порт Южный.
Тот самый аммиакопровод Тольятти — Одесса, из-за которого перекрыт крупнейший порт Украины.
Аммиак в обмен на порт
Россия ограничила проход судов в порт Южный с самого начала возобновления зернового соглашения 18 мая, а фактически с апреля. Страна-агрессор требует, чтобы Украина запустила аммиакопровод Одесса-Тольятти. В Украине отвечают: в рамках «зернового соглашения» мы таких обязательств не брали.
В Министерстве местного самоуправления, территорий и развития инфраструктуры утверждают, что запуск аммиакопровода не входит в «зерновой договор» и регулируется меморандумом между Россией и ООН, а на самом деле является декоративным заявлением по мнению ООН облегчить запуск. Ранее ООН предлагала России, Украине и Турции начать подготовительные работы по транзиту российского аммиака через территорию Украины. Это означает, что ООН выполнила свою миссию. Но согласятся ли все стороны принять это предложение, пока вопрос открытый.
Аммиакопровод «Тольятти-Одесса» имеет протяженность около 2,4 тысячи километров. Он берет свое начало в городе Тольятти, где аммиак отгружают предприятия «Тольяттиазота» российского олигарха Дмитрия Мазепина и минеральные удобрения одного из соратников Путина Аркадия Ротенберга.
Украинская часть аммиакопровода контролируется государственной компанией «Укрхимтрансаммиак». Последней точкой газоснабжения является Одесский порт. По данным украинской компании, в довоенном 2021 году транзит составлял 2,3 млн тонн, а в 2022 году, до начала полномасштабного вторжения, Россия прокачивала до 200 000 тонн газа в месяц. Если транзит возобновится, ежемесячный доход России составит 200 миллионов долларов, или 2,4 миллиарда долларов в год. Украина купила около 18% российского аммиака.
Весь шантаж только ради другого Путина — олигарха из России Бориса Ротенберга, который имеет мощности по производству аммиака и несет убытки, потому что не может экспортировать аммиак никакими способами, кроме как через Одессу.
Можно согласиться на аммиак, но не так
Замминистра Украины по делам общества, территорий и инфраструктуры Юрий Васьков в конце мая заявил, что Украина может рассмотреть вопрос о восстановлении транзита российского аммиака через свою территорию, если получит четкие гарантии от ООН и России, что зерновое соглашение будет стабильно работать.
Для России аммиакопровод критически важен, потому что это единственный путь транспортировки аммиака. В то же время в марте 2023 года правительство РФ утвердило дорожную карту строительства первого в России терминала по перевалке аммиака и азотных удобрений в Тамани. Новый комплекс, который планируется запустить в начале 2024 года, заменит остановленный год назад экспортный маршрут через Одессу. На первом этапе, как ожидается в России, Таманский терминал сможет переваливать 1,5 млн тонн аммиака в год, а к концу 2025 года — 3,5 млн тонн аммиака и 1,5 млн тонн карбамида. Тем временем российские производители несут убытки.
Однако обе стороны опасаются запуска аммиакопровода — и в Украине, и в России считают, что при его запуске аммиакопровод может просто взорваться, как это произошло с «Северным потоком». Украина не хочет давать русским возможность заработать на производстве новых ракет для обстрелов, русские патриоты тоже против — ведь тогда Россия должна будет платить Украине за перевозку аммиака, чего пророссийские граждане категорически не могут позволять.
Ранее «Информатор» сообщал, что Киев готов рассмотреть вопрос о разрешении транзита российского аммиака через свою территорию на экспорт при условии, что недавно восстановленная Черноморская зерновая инициатива будет расширена за счет включения большего количества украинских портов и более широкого ассортимента товаров.