Когда Любомир Левицкий задумал фильм о ДШВ Третьей штурмовой еще не было
Режиссер поделился наблюдениями за легендарными бойцами Третьей штурмовой бригады и объяснил, почему актеры боятся играть военных
Бойцы Третьей штурмовой бригады стали главными героями документального фильма Любомира Левицкого «Мы были рекрутами», который выйдет в прокат 2 мая. В эксклюзивном интервью Информатор — Украина режиссер рассказал, как он внедрил актера в ДШВ (Десантно-штурмовые войска Украины), а также почему артисты имеют право на бронь от фронта и почему актеры отказываются играть военных
В Третьей штурмовой командиры – это не какие-то пиджаки
— Любомир, как бойцы Третьей штурмовой относятся к постоянным появлениям информации о том, что наша победа уже очень близка?
— Очень реалистично и я бы сказал пессимистично, потому что они врага видят за 10 метров и они понимают, что на сегодняшний день имеет враг, и что пишут медиа. Потому все их надежды связаны с реальностью. При этом я не знаю никого из Третьей штурмовой который бы ныл и рассказывал, что все плохо. Но и не заглядывают далеко вперед.
– Как они представляют себе победу – выход на границы 1991 года или развал России?
— Скорее второе, потому что при данных обстоятельствах, понимая, что за каждый метр земли им приходится проливать кровь о границах 1991 мало у кого есть иллюзии.
— Сейчас о Третьей штурмовой говорят как об элите украинского войска, в чем отличается их подготовка?
– В физической или боевой подготовке все классически, нет ничего особенного, чего нет у других. Однако одна разница есть: это отношение к людям. У них такое правило – они не жалеют людей, но берегут их. Всё жестко, но продумано. Никто никого не бросит на неоправданный риск. Их командиры – это не пришедшие на должность пиджаки, которые до этого никогда ничего не штурмовали. Это те люди, которые прошли все от начала до конца. Соответственно они разбираются, где какие риски, у них есть крутая разведка, которой они доверяют. Эта слаженность, которая у них есть, их и отличает. Также не чувствуется «совка», там все по-новому.
От перспективы пройти курс молодого бойца актеру стало страшно
— Этот фильм, это истории бойцов 3 штурмовой — какая из них вас поразила больше всего?
— Я в шутку называю этот фильм «большой услугой украинскому кинематографу», потому что в нем собрались не просто люди, а персонажи, являющиеся реальными героями. Но это не только о Третьем штурмове, это архетипы, которые есть сегодня и в других подразделениях. Было очень сложно, потому что мы выбирали из восьми тысяч человек. Мы искали таких, чтобы они были яркими, чтобы несли определенный образ и не были похожи между собой. Поэтому провели много про интервью.
Сначала я хотел построить этот фильм на историях, но канва толкала меня на другое – сделать этот фильм о персонажах, о героях. Почему так? Потому что есть много видео в YouTube, в которых много экшена и крови, из-за них мир может решить, что украинские солдаты – это терминаторы и убийцы. Если рядом с ними будет сидеть представитель ВСУ, они будут его бояться. Когда-то нас пугали чеченцами, говоря, что они настоящие головорезы. Я понимаю, что мы можем попасть в такую категорию, когда наших ребят будут бояться. Об этом сейчас никто не думает. А я давно над этим задумался и подумал, что нам нужно показать, кто эти люди. Надо их максимально гуманизировать.
А что касается отдельных историй, то у нас есть герой Дацик. Это мегакрутой штурмовик. Теперь он уже командир. С ним все хотят идти на штурм, потому что у него меньше потерь. Конечно, мне всегда было интересно, почему так. И он об этом рассказывает в картине. А секрет в том, что он все, что нужно, делает первым. У него нет такого, что он раздал приказы и отправил ребят, а сам остался сидеть в укрытии и наблюдать.
Хочу подчеркнуть, что картина, которую я делаю, не драматична. Меня даже могут обвинить в романтизации войны, потому что я подаю это все под легкий рок-н-ролл. Поскольку все эти ребята с характерами, я решил таким образом подчеркнуть, какое у них там настроение. Поэтому я уверен, что после этого фильма люди, сомневающиеся, куда пойти, четко поймут, куда они хотят. Для меня это начало традиции снимать кино о живых героях. Почему-то у нас всю жизнь героизируют тех, кто уже погиб. А надо чтобы эти герои были на премьерах и с ними фоткались девушки и парни.
Актер Борис Савенко ради роли прошел школу молодого бойца Третьей штурмовой
— Главный герой – это актер, проходящий подготовку в штурмовую бригаду, что показалось вам самым сложным и что далось ему сложнее всего?
— Борис Савенко снимался у меня в Selfieparty. Но он не сразу попал в новую картину. Мы искали настоящего рекрута, который бы уже почти закончил курс молодого бойца. Нужно было, чтобы у него были какие-то актерские способности и чтобы он выглядел наивным, словно вчера он еще ходил в универ на пары, а сейчас попал прямо в ад. Мы посмотрели очень много людей, но мне никто не подошел. Просто брать актера тоже не хотели, потому что это трушная история. И тут я придумал, что мы возьмем актера и сделаем из него настоящего рекрута. У Бориса длинные волосы, до плеч и я ему позвонил и сказал, что для него есть работа, но для этого нужно пройти курс молодого бойца в Третьей штурмовой. Когда он это услышал, сначала отказался, ему даже стало страшно, что с ним будет дальше. Но, взяв день на раздумья, он уже через час мне позвонил и согласился.
Мы отправили его проходить этот курс и самым сложным для него была физподготовка. Хотя она у него неплохая. Просто он не был готов к тому, что все это будет столь резко и всего так много. Ему было так тяжело, что он мне писал: «Уже не могу». Дело в том, что мы еще и попросили, чтобы ему не давали поблажек. Не хотелось, чтобы ему кто-нибудь говорил, что он здесь не на самом деле. Поэтому некоторые на КМБ (курс молодого бойца) не знали, что он актер. Фактически мы бросили его в жерло. Но он все это прошел и даже получил одобрительные отзывы. В какой-то момент он мне написал, что у него открылось второе дыхание. Хотя после фильма он не остался в бригаде и вернулся в актерскую профессию. Для меня, как режиссера, главным было то, чтобы у ребят не было отторжения того, что он актер.
Если бы мне пришлось проходить эту школу молодого бойца, то понимаю, что мне тоже сложно было бы на физической подготовке.
Режиссер Любомир Левицкий стал известен после первого украинского триллера «Штольня».
Актеры не хотят играть военных
— У документальных картин не очень хорошие просмотры и посещения. Почему не сняли художественный фильм с актерами, которые сыграли бы этих героев?
– Сейчас есть запрос на правду. Но оказалась проблема в том, когда я разговаривал с некоторыми актерами, предлагал им сыграть военных, они отказывались. Не хотят брать на себя ответственность. Даже те актеры, которые находятся в рядах ВСУ, не хотят сейчас в кино играть военных. Они говорят, что будут плохо себя чувствовать, потому что кто-то сегодня по-настоящему защищает страну, а они в кадре будут это эмитировать. Они не хотят быть фейковыми военными. И я не могу их принудить это делать.
Я разделяю их мнение, но не разделяю их философию, потому что считаю, что сегодня мы должны делать истории, которые будут героизировать наших военных. Я против того, чтобы делать сегодня фокус на страдании. Сейчас мы признаем, что живем во время медиа, в том смысле, что нет тебя в соцсети – тебя нет в реальности. Если мы сегодня с этим не будем работать, сотрется все. Только что-то произошло, его нужно мгновенно фиксировать и ращмещать. Много уже есть милитарных видео в YouTube, а теперь нам нужны хорошие качественные фильмы в разных жанрах, которые обязательно будут иметь хепиенд.
— Так какой художественный фильм вы собираетесь снимать?
— Я недавно создал тридцатиминутный документальный фильм «Иди за мной». Это история о спасательной военной операции дронами, когда все только начиналось. Она о том, что дроны могут не только убивать, но и спасать жизнь. И эта история уже проверена на международной аудитории в YouTube. Под видео тысячи одобрительных комментариев. Поэтому сейчас я думаю совершить экшен. Она не нуждается в больших затратах и ее возможно очень круто прописать и снять. Картина обязательно будет иметь вдохновляющий месседж. Ибо когда ты сегодня выходишь из кино, ты должен быть в приподнятом настроении и давать людям надежду. Не надо снимать картины, после которых хочется броситься под поезд.
– Как только вы объявите, что начинаете снимать фильм с большим бюджетом, сразу услышите вопрос – почему на фильм, а не на дроны?
— Сейчас мы выпускаем фильм «Мы были рекрутами». Не знаю сколько нам удастся собрать денег. Тем более что половину денег с продажи билетов оставляют себе кинотеатры. Так работает весь мир. А еще дистрибьютор, занимающийся распространением фильма. Он забирает себе 10-12 процентов кассовых сборов. Соответственно, нам остается 40 процентов. Мы хотим эти деньги инвестировать в роботизированные системы для Третьей штурмовой.
В первую очередь это автоматические турели, спасающие жизнь военным. Им тогда не нужно сидеть в окопе и рисковать жизнью. Это когда автомат или пулемет прикреплен к системе и управляется дистанционно с безопасного места. Если этот фильм сможет это обеспечить, мы заметим, что важно снимать кино, потому что это все равно реинвестиция. Это может стать кейсом для всех других фильммейкеров, как сегодня можно быть полезным своей стране. Также и людям будет проще, потому что покупая билет, они делают донат.
По мнению Левицкого украинских бойцов нужно максимально гуманизировать уже сейчас
К сожалению, воевать будут все
– Одной из целей вашего документального фильма это повысить количество желающих записаться в Третью штурмовую. Как вы относиться к тому, что сейчас достаточно много целых слоев людей имеет бронь и среди них, в том числе и артисты?
– Дело в том, что наша война на долго и я не верю в то, что она закончится завтра. Поэтому, к сожалению, воевать будут все. Просто кто раньше, кто позже. Но надо понимать, что сегодня одного бойца содержит шесть человек. Если представить так, что все мужчины, которые сегодня либо создают рабочие места, либо работают, уйдут на фронт, то эффект будет меньше. Надо подходить к этому разумно. Но я точно не поддерживаю бегство через Тисы и уклонения. Если мы говорим о броне, это нормально, если закон позволяет забронировать людей определенных профессий.
– Чем уникальны люди кино и шоу-бизнеса, за что они получают бронь?
– Потому что эти индустрии оказывают очень серьезное влияние на формирование мнения о нас. Мы и так проигрываем России информационную войну. Причем давно уже тридцать лет. Вспомните слова Черчилля: «Если мы сегодня не будем поддерживать культуру, ради чего мы тогда воюем?» У нас сейчас еще хуже ситуация, чем тогда была у Британии. Поэтому сейчас нужно смотреть на эффективность людей. Кто на каком месте эффективнее. Хотя кто это будет оценивать? Системе все равно кто ты. К сожалению, все становится источником какой-то коррупции. Я бы включил больше контроля, чтобы посмотреть, кому давать бронь, а кому нет.