В начале весны ВВС США предприняли очередную попытку получить разрешение Конгресса США на вывод 32 истребителей пятого поколения F-22 Raptor. Боевое авиационное командование заявило, что планы по утилизации уже находятся в разработке.
Что известно
Если Конгресс США одобрит запрос, в 2024 финансовом году (ФГ) ВВС США смогут вывести из эксплуатации 32 истребителя Block 20. Обновление до стандарта Block 35 обойдется службе в 50 миллионов долларов за самолет. Сэкономленные средства будут вложены в разработку истребителя пятого поколения, который появится в середине следующего десятилетия.
Секретные штурмовики-невидимки F-117 Nighthawk, списанные много лет назад, хранятся в ангарах. После списания истребители пятого поколения F-22 Raptor будут использоваться для обучения на базе Лэнгли-Юстис (Langley-Eustis), штат Вирджиния, а затем отправятся в Аризону на базу ВВС Дэвис-Монтан).
Военный объект известен благодаря 309-й аэрокосмической группе технического обслуживания и ремонта (AMARG). На базе хранится более 4400 самолетов и несколько десятков космических аппаратов. Общая стоимость имущества составляет более 35 миллиардов долларов.
Несмотря на активную охрану, база Дэвис-Монтен часто сталкивается с кражами. В связи с этим AMARG рассмотрела возможность строительства объектов с климат-контролем, где могли бы храниться истребители пятого поколения и компоненты-невидимки.
Утилизация F-22 Raptor станет первым случаем, когда большое количество самолетов-невидимок пройдет через этот процесс. Хотя следует отметить, что часть из 32 истребителей пятого поколения останется в музеях.
Кстати, утилизация стелс-компонентов — дело довольно тонкое. В прошлом ВВС SSA были предметом судебных исков со стороны подрядчиков и персонала. Причина заключалась в том, что у некоторых специалистов, задействованных в процессе сжигания стелс-материалов, были проблемы со здоровьем.
Что касается базы Дэвис-Монтен, то здесь обычно списываемые самолеты делятся на четыре категории:
- кратковременная консервация;
- длительное сохранение;
- оборудование для продажи;
- акции доноров.
Боевое авиационное командование заявило, что Управление программы F-22 запросило финансирование для долгосрочного хранения F-22. Сумма не указана. Почти все самолеты, попадавшие в эту категорию, спустя 20 лет вернулись в строй в качестве дронов-мишеней. Единственным исключением стал вышеупомянутый F-117. Они хранятся на «авиационном складе» и могут вернуться в строй в военное время.