Москва хочет, чтобы все поверили, что можно воевать бесконечно
Россия пытается нарастить военное производство, но как бы Кремль ни старался, в долгосрочной перспективе это не отвечает ее потребностям
В медиаполе появилась информация о рекордном росте производства в России ракет и боеприпасов, несмотря на санкции, направленные на подрыв российского ВПК. Новость подхватили ряд украинских СМИ, однако в спецслужбе утверждают, что эти опасения преувеличены и все усилия Кремля до сих пор не покрывают потери россиян в технике, которые значительно возросли в ходе контрнаступления вооруженных сил силы Украины. Появление такого материала может свидетельствовать о развитии на Западе дискуссии об оценке наступательной кампании Украины и дальнейших действий союзников.
«Рекордное» производство российских ракет и «недейственные» санкции
Новость о том, что россияне якобы наращивают производство ракет и теперь превышают уровень до начала боевых действий, произвела фурор в информационном зале. Поводом для таких выводов стал материал влиятельного американского издания The New York Times, получившего дополнительную информацию из собственных анонимных источников. СМИ утверждают, что Россия пытается адаптироваться к санкциям и увеличила производство оружия.
«России удалось преодолеть санкции и экспортный контроль, введенные Западом для увеличения производства ракет сверх довоенного уровня, по мнению американских, европейских и украинских чиновников, что делает Украину особенно уязвимой для увеличения атак в ближайшие месяцы», — пишет газета.
Издание отмечает, что помимо вооружения Украины Запад сделал ставку на введение санкций, которые подорвут способность России восстановить свой военный потенциал. Но Кремлю, благодаря сотрудничеству спецслужб с контрабандистами, удалось наладить приток необходимых западных элементов для своего ВПК. Это дает повод задуматься об эффективности санкций и подтверждает тезис российских пропагандистов о том, что Запад ничего не может сделать.
По выводам самой The New York Times, санкции работают, просто есть над чем работать. Например, Россия сталкивается с нехваткой ракетного топлива и основных взрывчатых веществ, поскольку это крупные товары, перемещение которых легче контролировать. Но Москве гораздо проще покупать дешевые микрочипы, платы и компьютерные процессоры. Дело в том, что для российских «аналогов» ракет подходят даже микрочипы от стиральных машин, которые контрабандисты могут перевозить целыми рюкзаками и перемещение которых невозможно отследить так же эффективно.
За это Кремлю приходится платить в разы больше. Только непредвиденные доходы от продажи энергоресурсов позволяют России найти желающих пойти на риск в таких странах, как Армения, Турция или Кыргызстан. За обход санкций Россия поплатилась замедлением экономики и ростом курса рубля. Конечно, ему еще предстоит пройти долгий путь, прежде чем он исчерпает свои силы, ведь он готовился к войне и копил ресурсы; ему удалось увеличить бюджет за счет искусственного завышения цен на энергоносители для ЕС в 2022 году; Китай помогает Кремлю. Но самые болезненные для России санкции против продажи энергоресурсов вступили в силу только в этом году.
Увеличение производства не покрывает дефицит
Даже Главное разведывательное управление Украины было вынуждено отреагировать на шум, вызванный статьей The New Yourk Times. Они отмечают, что угрозы атак на гражданскую инфраструктуру сохраняются, однако опасения по поводу «рекордного» производства ракетного оружия преувеличены.
«Противник, безусловно, пытается увеличить производство вооружения, в том числе ракетного, перевести экономику на военный лад. Однако нынешний уровень производства не позволяет даже приблизиться к уровню запасов ракет на момент полномасштабного вторжения, то есть до 24 февраля. И вернуться к таким объемам они не смогут еще более длительный период», — представитель Главного разведывательного управления Андрей Юсов.
Вооруженные силы Украины уничтожают в разы больше танков, чем может построить Россия
Неудивительно, что воюющая страна хочет увеличить производство вооружений, если бы аналогичный материал был опубликован об Украине, например, в производстве дронов или ракет «Нептун», рост был бы еще больше. Гораздо важнее, достаточно ли этого. Тот факт, что Россия собирается увеличить производство снарядов до 2 миллионов в год, не означает, что они смогут осуществить свои планы. Но даже если и будет, это ее не спасет, потому что в войне российская оборона использует 10-11 миллионов снарядов в год. Даже военная помощь Северной Кореи, возможно, позволит продержаться дольше, но не принесет победы на поле боя.
Источники The New York Times сообщают, что производство танков выросло со 100 до 200 единиц в год, однако следует учитывать, что с конвейера сходят совсем другие машины, чем до полномасштабного вторжения. Это не «Арматы» или Т-90АМ «Прорыв-2», а в основном Т-80, Т-72 или более примитивные модели.
По официальным данным ВСУ, потери противника за неделю с 14 по 7 сентября составили 83 танка. А 8 сентября установили рекорд – сразу 23 танка. Такими темпами за две недели они уничтожат практически все, что, по самым оптимистичным оценкам россиян, производилось за весь год.
Миф о рекордном производстве в России — часть более широкой дискуссии
Аналитик Defense Express Иван Киричевский считает, что материал The New York Times родился как продолжение широкой политической дискуссии о перспективах украинского контрнаступления. На Западе активно обсуждают варианты дальнейших действий, и статья усиливает точку зрения «миротворцев».
«Я думаю, что появление такой публикации на самом деле связано с чем-то другим — это, очевидно, часть очень широкой дискуссии, которая явно теперь будет происходить и в западных специализированных кругах, и среди политиков, о том, как на самом деле оценивать итоги выборов 2003 года кампании.И соответственно какие политические решения будут приняты на основе этого.Потому что на первый взгляд у наших войск нет сколько-нибудь значительного прогресса,но у них есть такие яркие и убедительные цифры об уничтожении потенциала Российской армии… Поэтому публикации подобного рода в «Нью-Йорк Таймс», просто со следующим общим характером: «Ой, ну, русские делают все больше и больше ракет, с этим надо что-то делать», они будут звучать все чаще, и от Западные СМИ, отмечает г-н Киричевский.
Председатель украинской военной разведки Кирилл Буданов заявил в интервью радио НВ, что обещания россиян о каком-то рекордном увеличении собственного производства вооружений являются откровенной ложью. По его словам, Россия уничтожила собственные производственные мощности, поэтому продажи составляют всего 3-7% от запланированных объемов, поэтому им нужна поддержка авторитарных союзников. Таким образом Кремль пытается создать на Западе представление о том, что война может длиться бесконечно.
Россия даже использовала трюк с зеркалом, чтобы продемонстрировать свои «успехи». Скриншот видео
Стоит отметить, что это не первый случай, когда влиятельные издания распространяют благоприятный для России и в то же время довольно сомнительный с точки зрения беспристрастности и достоверности материал, основанный на «анонимных источниках». На все это накладываются страсти, бушующие вокруг президентских выборов в США и на которые Путин возлагает такие большие надежды.
Из материала The New York Times следует, что Западу сложно конкурировать с производственными мощностями РФ, поскольку, например, производство одного 152-мм артиллерийского снаряда в России стоит 600 долларов, а Артиллерийский снаряд 155-го калибра в США стоит 6000 долларов. Ближе к зиме начнутся холода, а это значит, что у России появится еще больше ракет для уничтожения гражданской инфраструктуры. Чтобы противодействовать этому, нужна ПВО, а это дорого. Кроме того, санкции не очень успешны. Короче, это как-то слишком сложно, может быть, это заставит Киев пойти на переговоры? Здесь стоит упомянуть фразу министра иностранных дел Украины Дмитрия Кулебы, которую он сказал на совместном брифинге во время визита министра иностранных дел АСП Энтони Блинкена в Киев.
«Я не хочу показаться резким, но если Запад не выиграет эту войну, какую войну Запад сможет выиграть?» он сказал.