Оптовое топливо уже подорожало на 5 гривен за литр из-за лихорадки на нефтяных рынках
Из-за роста цен на нефть бензин может подорожать до 65 гривен за литр
В Украине цены на топливо для автомобилей ускоряются. Операторы АЗС давно заявили о росте ценников на стелах АЗС на 8-11 гривен за литр в связи с возвратом довоенных налогов с 1 июля. Но повышение цен постепенное — в июле плюс 4 гривны на бензин и дизтопливо и 1,7 гривен на газ, — говорит руководитель консалтингового агентства А-95 Сергей Куюн.
Теперь к налогам добавился еще один фактор – рост цен на нефть. Если в последние дни июня нефть на мировых биржах торговалась по 76 долларов за баррель, то сейчас она стоит 84 доллара, и есть прогнозы, что все пойдет к 90 долларам. На новые ценники уже отреагировали продавцы нефтепродуктов. По словам Куюна, оптовая стоимость бензина и дизельного топлива увеличилась на 5 гривен за литр. И скоро мы увидим эту дополнительную маркировку на заправках.
Все вместе — налоги и нефть — добавляют очень большой потенциал роста цен на топливо: даже до 12 гривен за литр бензина, 8 гривен — дизель и две гривны — газ. Прогнозы про «бензин в 65» уже появились на рынке, и, по словам владельца сети «Прайм» Дмитрия Леушкина, эти «страшилки» для водителей могут стать реальностью, если нефть продолжит дорожать.
Интересно, что аудитор Михаил Крапивко предсказал именно такое развитие событий «Информатор-Украина». Крапивко сделал свой прогноз месяц назад. Когда на заправках выставят новые ценники?
В июле – плюс 4 гривны на литре. И это только начало
Информатор уже писал, что происходит с ценами на АЗС, когда с 1 июля этого года возвращают довоенные налоги — акциз и НДС на топливо. По словам Александра Мельничука, директора по стратегическому маркетингу сети «БРСМ Нефть», налоговая нагрузка на литр бензина А-95 увеличилась на 9 гривен, дизеля — на 7 гривен, газа — на 2,5 гривны.
Но заправки постепенно повышают цены. По словам Сергея Куюна, по состоянию на 31 июля: то есть через месяц после повышения налога, средняя цена на бензин и дизтопливо в стране увеличилась на 4 гривны, на автогаз — на 1,7 гривны за литр.
Одна из основных причин — затоваривание рынка топливом. Готовясь к повышению налогов, импортеры ввозили в страну большие партии ресурсов. Растаможка по-прежнему производилась по старым спецтарифам, поэтому тот прирост, который мы сейчас наблюдаем на АЗС, — это фактически просто НДС (этот налог уплачивается с розничных продаж).
Рынок уже месяц живет на старых запасах, но, как говорит Куюн, они уже на исходе — продано около 90% импортного ресурса. По словам Куюна, еще одним фактором, снижающим аппетит танкера, являются относительно низкие продажи топлива в июле.
«Драйверы массово покупались впрок в последних числах июня, поэтому в июле продажи упали, а конкуренция за покупателя возросла. Сети боятся поднимать ценники. АЗС достигла 5 гривен за литр, сейчас 2-3 гривны.ОККО, WOG и Укрнафта, которые импортировали несколько запасов топлива по старым ценам, держат планку равной 50 гривен, а другие сети тоже очень осторожно поднимают цены, чтобы не потерять клиентов.Многие к тому и с хуже, чем маржа, которая снизилась в прошлом месяце, пояснил Куюн.
Но, по его словам, «чудес не бывает», поэтому с августа топливо снова подорожает. Также к повышенным налогам добавился еще один фактор — нефть.
Нефть идет на рекорд
Рынок нефти в последнее время лихорадит. В июне черное золото торговалось по 76 долларов за баррель. На сегодняшний день цена уже перевалила за $84. На прошедших торгах в понедельник, 31 июля, фьючерсы балансировали на уровне трехмесячных максимумов и достигли $84,69 за баррель. По месячному приросту цен на нефть июль оказался рекордным месяцем с начала года, плюс ок. 18%.
Причин резкого роста цен на нефть несколько. Во-первых, сокращение поставок нефти по всему миру. Из-за сокращения добычи в Саудовской Аравии даже возник дефицит нефти на рынке.
Более того, аналитики ожидают, что Саудовская Аравия может продлить решение о сокращении добычи еще на миллион баррелей до сентября.
При этом спрос на нефть сейчас бьет рекорды. Снижение потребления ресурсов в Китае (фактически сразу обрушившее котировки) компенсировало рост спроса со стороны Индии и США. Таким образом, общий спрос на нефть в июле достиг рекордных 102,8 млн баррелей в сутки, аналитики уже пересмотрели свои прогнозы спроса на этот год, добавив к предыдущим оценкам еще 550 000 баррелей в сутки.
Второй причиной подталкивания цен на нефть является ожидание того, что центральный банк США перестанет повышать учетную ставку. То есть вложения в американскую валюту уже не будут столь выгодными для инвесторов, и они массово вернутся к биржевым спекуляциям.
А цены на нефть пока только растут. По прогнозам Goldman Sachs, цены на нефть вырастут до 86 долларов в декабре и достигнут 93 долларов за баррель ко второму кварталу 2024 года.
Новые расчеты цен на топливо
Высокие цены на нефть уже повлияли на стоимость нефтепродуктов. По словам Сергея Куюна, оптовые цены на бензин и дизтопливо выросли на 5 гривен за литр, на газ — на 2 гривны.
«К прежней оптовой цене бензина в 45 гривен за литр добавили еще 5 гривен, что составляет почти 10%, а это очень серьезная надбавка к цене», — говорит Куюн.
Нефтяной фактор внес коррективы в предыдущие расчеты экспертов по росту цен на топливо.
«По бензину мы ожидали роста цен за счет налогов на 11 гривен. Плюс 5 гривен за счет подорожания оптовых лотов на фоне новых цен на нефть. То есть общий запас роста цены А-95 составляет уже 16 гривен. В июле бензин подорожал на 4 гривны. До ценника осталось еще 12 гривен, говорит он. Куюн.
Для дизельного топлива, которое из-за налогов подорожает примерно на 8 грн за литр, новый расчет с учетом масляного фактора составляет до 13 грн за литр. В июле дизельное топливо прибавило в цене 4 гривны, то есть осталось до 9 гривен за литр.
Автогаз может подорожать даже до 2 гривен за литр, отметил Сергей Куюн.
Хотя АЗС все еще снижают наценку на топливо, по его словам, рост цен замедлится, но незначительно. «Например, они могут уменьшить наценку на 2-3 гривны. А бензин подорожает не на 12 гривен, а на 8-9 гривен. Но по крайней мере больше снижать розничную наценку танкеров просто невыгодно», — добавил эксперт.
То есть ценники на бензин и дизтопливо могут переваливать за 60 гривен за литр.
«Если нефть будет дороже 90 долларов за баррель, то ценник на газ в 60 гривен станет нормой на рынке», — говорит Дмитрий Леушкин.
Ходили даже страшилки о том, что бензин мог подорожать до рекордных 65 гривен за литр.
Правда, Сергей Куюн говорит, что эта цифра сейчас выглядит нереальной.
Но не ясно, что будет дальше с нефтью. «65 гривен за литр топлива пока не предвидится, но нефть резко разгоняется», — добавил Леушкин. По его словам, сети будут активно сокращать скидки по картам лояльности, чтобы ограничить рост цен.
Повышенные ценники уже в августе
Когда танкеры перейдут на вторую фазу соответствия ценников?
По словам Сергея Куюна, запасы топлива по старым ценам закончатся в августе. И АЗС будут вынуждены устанавливать ценники, которые уже учитывают новые группы ресурса и новые налоговые реалии.
— Как будет выглядеть повышение цен на практике, пока неясно. При этом могут повышать ценники, могут делать это постепенно и еженедельно прибавлять по 2 гривны за литр. Все зависит от ситуации на рынке, уровня конкуренции и реальных продаж. Но заправки уже не могут держать цены особо высокими, даже если они двигаются в прибыльности, «ценовая пружина» уже сжалась, и когда она «выстрелит», дело нескольких недель, резюмировал Куюн.
Что будет с ценами на все товары
Что будет с ценами на транспорт и все товары после такого рекордного роста цен на топливо?
Производители говорят, что рост цен на бензин автоматически повысит ценники на все. И если сначала ожидалось подорожание на 5-7%, то сейчас говорят уже о 10%.
Председатель Всеукраинской ассоциации пассажирских перевозчиков Игорь Житинский говорит, что подорожают и маршрутки — ожидается до 25-30% подорожания. Правда, для запуска новых транспортных тарифов перевозчикам приходится согласовывать их с местными властями.
Но, как говорит Куюн, подобные прогнозы «подорожания на все» вызывают вопросы.
«В конце концов, в прошлом году мы уже жили с высокими ценами на топливо. Бензин тогда стоил 52 гривны за литр, дизель — 55-58 гривен, а чтобы заправиться еще надо было стоять в очереди. Тогда цена на топливо резко упала — почти на треть за год. Бензин с 52 гривен подешевел на некоторых заправках до 35 гривен. Но особого снижения цен на продукты, те же продукты питания никто не увидел. То есть получается, что в расчет все это время входило топливо дороже 50 гривен. Так почему же цены должны снова расти», — задается вопросом эксперт.
Подпишитесь на наш Telegram-канал, чтобы не пропустить важные новости. Следите за новостями онлайн прямо в мессенджере на нашем Telegram-канале Информатор Live.