Украина до сих пор не запустила налоговый автообмен, однако украинским предпринимателям за границей расслабляться не стоит

0
82

Украина до сих пор не запустила налоговый автообмен, однако украинским предпринимателям за границей расслабляться не стоит

Полноценное внедрение CRS будет болезненным для ФЛП

Украина до сих пор не запустила автообмен финансовой информацией по стандарту CRS, хотя налоговая присоединилась к соответствующему международному соглашению еще в августе 2022 года – новости финансов – Информатор-Украина

CRS (Common Reporting Standard) – международный стандарт автоматического обмена информацией о финансовых счетах. И хотя в Украине он пока не заработал, юристы не рекомендуют расслабляться. Владельцам зарубежных счетов нужно подготовиться к тому моменту, когда фискалы начнут получать от коллег налоговую информацию. Об этом 7 мая пишет Минфин.

Обмен данными не заработал: что говорит ГНС

Обмен данными по стандарту CRS осуществляется между налоговыми органами свыше 100 стран. Благодаря этому фискалы знают, сколько их граждане (бизнес и частные лица) зарабатывают и накапливают на счетах не только у себя дома, но и за границей. Поэтому могут выяснять, уплачиваются ли в полном объеме причитающиеся налоги и сборы.

Государственная налоговая служба Украины присоединилась к Многостороннему соглашению компетентных органов по автоматическому обмену информацией о финансовых счетах MCAA CRS 19 августа 2022 года. 20 марта 2023 года этот механизм был закреплен законодательно (Закон № 2970-IX).

«По состоянию на сегодняшний день Многостороннее соглашение CRS еще не вступило в силу, а процесс международного автоматического обмена информацией по стандартам CRS не осуществлялся», — заявил директор Департамента предотвращения финансовых операций, связанных с легализацией доходов, полученных преступным путем, Государственной налоговой службы Артем Чехлов.

Точной даты запуска обмена он не указал, но объяснил, что соглашение CRS вступит в силу только после выполнения нашей ГНС положений и требований, определенных в разделе 7 настоящего документа.

Список мер объяснил руководитель практики налогового права юридической фирмы «Ильяшев и Партнеры» Иван Маринюк, который отметил важность действий даже не со стороны ГНС, а Министерства финансов. Он назвал следующие три ключевых условия для фактического запуска обмена финансовой информацией:

  • Разработка нормативной базы для осуществления обмена финансовой информацией (сейчас необходимо разработать подзаконную нормативную базу).
  • Обеспечение соблюдения стандартов конфиденциальности и защиты данных.
  • Разработка и интеграция соответствующего IT решения для осуществления обмена.

«В то же время, выполнение Украиной необходимых мер по осуществлению обмена информацией потребует еще соответствующего согласования (относительно их принадлежности и соответствия стандартам) со стороны Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР)», — добавил Маринюк.

Управляющий юрист юридической компании Arzinger Денис Эрсой уточнил, что от Украины в Секретариате ОЭСР ожидают следующие сообщения:

  1. О принятии законодательной базы для внедрения CRS Украина уже должна сделать это.
  2. О подтверждении наличия (отсутствия) Украины в Приложении «А» — то есть в перечне тех стран, которые будут только делиться информацией о счетах нерезидентов, но отказываются получать информацию о счетах своих резидентов, которые открыты в иностранных финансовых учреждениях. Украина точно не захочет быть в этом списке.
  3. О способах передачи.
  4. О гарантиях защиты персональных данных.
  5. О внедрении надлежащих мер, обеспечивающих гарантии конфиденциальности и защиты персональных данных.
  6. О нашем перечне стран, для которых Соглашение о CRS вступит в силу после завершения внутренних процедур (т.е. принятие законодательства).

«Если принимать во внимание последние публичные комментарии должностных лиц ГНС, то еще несколько месяцев назад IT-система налоговой проходила тестирование (аудит) на соответствие стандартам конфиденциальности и безопасности данных. Прошла ли система эти тесты, неизвестно, но на сайте ОЭСР пока нет информации, что Украина в ближайшее время будет делиться с другими странами информацией о счетах или будет получать такую ​​информацию от других стран. Хотя задекларированный Украиной первый обмен должен начаться в сентябре 2024, но не факт, что это произойдет», — считает Ерсой.

Чего ждать от налоговой

Юристы уже понимают, как наши налоговые органы начнут использовать финансовую информацию после фактического запуска обмена данными CRS. Иван Маринюк объяснил нам, с чего начнет ГНС:

  1. Сопоставление полученной информации с задекларированными доходами по выявлению разногласий.
  2. Сортировка данных по уровню риска уклонения от уплаты налогов.
  3. Отправка запросов, прежде всего, самым рисковым налогоплательщикам с предложением предоставить объяснения и документы. Речь идет о людях и организациях, у которых есть значительные суммы на зарубежных счетах, но при этом они декларируют в Украине незначительные доходы.
  4. Дополнительные меры по установлению фактических обстоятельств дела.

Он считает, что после обработки данных от иностранных финучреждений наша налоговая будет сортировать их по уровню риска уклонения от налогообложения. А после запустит рассылку письменных запросов относительно организаций и простых людей: будут просить объяснить обороты по счетам и предоставить документы о происхождении денег.

«Например, по данным налоговой, лицо „А“, по результатам отчетного 2023 года, получило доходы (из всех источников) в размере 1 млн грн. В прошлых периодах сумма доходов также не превышала 1 млн. грн. Однако, по данным СRS, лицо А на 31.12.23 года имеет средства в латвийском банке в размере 1,5 млн евро. То есть между показателями баланса зарубежного счета и задекларированными доходами существуют разногласия, даже если выбрать несколько отчетных периодов», — привел пример высокого риска Маринюк.

Юристы уверены, что сначала наши налоговые органы приступят к людям/организациям, которые, условно говоря, «орудуют миллионами». Таких, вероятно, будет немало. Только после того, как будут проработаны все их данные, заинтересуются украинцами с меньшими доходами и оборотами.

«С точки зрения эффективности, для налоговой было бы логично проверять сначала тех резидентов Украины, которые имеют наибольшие сбережения за границей, поскольку у налоговой ограничен административный ресурс.
После получения информации относительно остатков на счетах ГНС могла бы сверить доходы, выплаченные налоговыми агентами (например, заработную плату или дивиденды от украинских компаний) и самостоятельно задекларированные человеком (например, доход от занятия предпринимательской деятельностью) в течение последних лет с остатками средств, имеющихся на счетам. Если есть существенное расхождение, налоговая может инициировать углубленную проверку и отправить соответствующие письма-запросы налогоплательщику», — считает Денис Эрсой.

Больше проблем будет у ФЛП

Сразу после присоединения Украины к соглашению CRS ожидалось, что в составе ГНС будет создано специальное подразделение с дополнительным штатом специалистов для обработки новых финансовых данных из-за границы. Учитывая войну и миграцию миллионов украинцев (бизнесменов в том числе) за границу, увеличится и объем поступающих в налоговую данных, которые нужно будет обрабатывать и анализировать.

Однако Артем Чехлов объяснил, что отдельный подраздел не создан и его целесообразность пока обсуждается. Внедрением CRS в Украине занимается его Департамент предотвращения финансовых операций, связанных с легализацией доходов, полученных преступным путем, и другие подразделения ГНС в рамках компетенции. Но не стоит терять бдительности.

«Прежде всего, украинцам нужно понимать, что информация об их зарубежных счетах и ​​(что не менее важно) остатки на них станут доступными украинской налоговой. Тем, кто должным образом платил налоги с оказавшихся за рубежом средств, вряд ли есть повод волноваться, если на руках есть все подтверждающие документы. А тем, кто не декларировал свои доходы, нужно уже сейчас задумываться о дальнейших шагах: проверить возможность освобождения от налогообложения этих доходов, подготовить соответствующий пакет документов, проверить, истек ли срок исковой давности или что для этого нужно сделать. Как вариант: можно подать декларации за прошлые годы и доплатить налоги», — посоветовал украинцам Денис Эрсой.

Тем, кто выехал за границу и уже платит налоги в другой стране, он посоветовал обновить свои учетные данные в иностранном банке — отметить, что они уже не являются резидентами Украины. Чтобы финучреждение не передавало информацию об их счетах в нашу ГНС.

Больше всего проблем эксперты предусматривают для физлиц-предпринимателей.

«Полноценное внедрение CRS точно будет актуальным и болезненным для тех ФЛП, которые получали валютную выручку на счета в иностранных банках и декларировали ее как свой предпринимательский доход. То есть уплачивали с него единый налог. Налоговая традиционно (и неправомерно) считает, что доход, не перечисленный на ФЛП-счет в Украину, должен облагаться налогом 19,5%. Соответственно, такие ФЛП однозначно в зоне риска по доначислению налогов», — считает Эрсой.

Он также добавил, что с аналогичной проблемой могут столкнуться и те физические лица, ранее получавшие доходы, но не платившие с них налоги: например, прибыль от продажи ценных бумаг, дивиденды от иностранных компаний, проценты по ценным бумагам, доходы от продажи недвижимого имущества или арендный доход.

Юристы предполагают, что запуск обмена финансовыми данными CRS в Украине может несколько затянуться, однако после старта ждут серьезной интенсификации. Юристы считают, что из-за тотального дефицита госбюджета и постоянной нехватки денег на оборону фискалы могут действовать еще активнее, чем до полномасштабного вторжения.

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ

БОЛЬШЕ НОВОСТЕЙ